Главред «Вечерней Москвы» в Воронеже: «Люди хотят читать о звездах и фуражных коровах»
Руководитель крупной столичной газеты Александр Куприянов поделился опытом с воронежцами.
Михаил Супруненко , 26 ноября 2014, 19:15
Главный редактор ежедневной газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов рассказал воронежским коллегам об эффективности государственных СМИ, восприятии российского читателя и советских традициях в современной журналистике. Встреча с Александром Куприяновым прошла в департаменте связи и массовых коммуникаций в рамках II Открытого регионального медиафорума в среду, 26 ноября.
О восприятии современного российского читателя
– Раньше, в советских газетах, мы писали репортажи примерно так: «Светало. Мария Петровна, гремя ведром, выходила из дома в пять часов утра. Она шла на дойку…». И потом журналист спрашивал: «Правда ли, что с каждой фуражной коровы вы выдаиваете 20 тысяч литров молока?». А Мария Петровна соглашалась. Похожими были репортажи с заводов, где рабочие весело перевыполняли планы. Теперь пришли новые технологии, гаджеты, изменилась и модель журналистики. Но что же изменилось в восприятии, ментальности читателя? В ментальности российского читателя не изменилось ничего. Мы по-прежнему воспринимаем пьесы Шекспира: страсти, любовь, измена, подлость, благородство. Так же мы воспринимаем и журналистику. Один из редакторов на заре создания «Коммерсанта» сказал, что авторской журналистики не будет. Будут только бегунки, сборщики информации и редакторы, которые будут эту информацию обрабатывать. «Коммерсант» успешно работал по похожей модели, но скоро там появились авторские материалы, а не просто поток информации.
Фото Михаил Кирьянов
Об интернете и авторской журналистике
– Сейчас побеждает тот, кто выпустил эксклюзивный материал. И это необязательно должна быть сенсация. Это может отличаться авторским письмом, необычным или более профессиональным комментарием, оригинальным видением мира. Неоригинальные заметки, которые переписывают и постят их бесконечные копии – это информационная щебенка. В «Вечерней Москве» мы какое-то время отдавали предпочтение молодым журналистам, со всеми их гаджетами. Но оказалось, кроме 60-летнего Анатолия Сидорова, никто не может решить проблемы ЖКХ. Позже он стал работать на нашем телевидении в интернете. После видео, где он чистил с работниками ЖКХ канализацию, наш рейтинг взлетел. Представьте, прошел репортаж, где молодежь зажигает в клубе. В следующем сюжете стоит Сидоров в робе, с гаечным ключом, с тросом и говорит: «Уважаемые зрители “Вечерки”, сейчас мы полезем туда, куда вы никогда не лазали. Мы полезем убирать [фекалии]», прямо так в эфире и говорит. Рейтинги подскочили невероятно. Просто газеты мало пишут о рабочих, кассирах, пастухах. Да, люди хотят читать о звездах, но они хотят читать и о фуражных коровах.
Фото Михаил Кирьянов
О государственных СМИ и ньюсмейкерах
– Нас часто упрекают, что мы государственное СМИ и у нас Сергей Собянин в каждом номере. Но это ведь главный ньюсмейкер Москвы. Никто не говорит частным СМИ, что у них в каждом номере Владимир Путин или Алексей Навальный. Нам не указывают, что делать. Это раньше власти хотели свое фото на первой полосе, да еще могли позвонить «сверху» и спросить, с кем это мы президента поставили. Сейчас представители власти сами желают проблемные тексты. И читателю они более интересны.
Справка РИА «Воронеж»
Александр Куприянов приехал в Воронеж в рамках II Открытого регионального медиафорума, который проходил с 25 по 26 ноября. Куприянов стал главным редактором газеты «Вечерняя Москва» в 2011 году. В том же году при поддержке правительства Москвы газета была перезапущена. Издание стало одним из крупнейших СМИ столицы, вырос тираж, а количество посещений сайта увеличилось с нескольких сотен посетителей до 150 тыс.