«Главный совет он мне дал ремнем». Никита Михалков в Воронеже рассказал, чему научил его известный отец

Режиссер представил воронежцам психологическую драму «12» и встретился с журналистами

Наталья Стародубцева, 14 марта, 15:30

«Главный совет он мне дал ремнем». Никита Михалков в Воронеже рассказал, чему научил его известный отец
Виталий Грасс, Сергей Петров

На сцене Воронежского концертного зала 12 и 13 марта показали спектакль «12». Гастроли «Мастерской «12» прошли при поддержке Росконцерта и Министерства культуры РФ. Никита Михалков – режиссер постановки и исполнитель роли восьмого присяжного – в четверг, 13 марта, встретился с журналистами. На пресс-конференции он рассказал, как зрители во время спектакля работают вместе с актерами и какое кино сейчас нам нужно.

«Сереже всегда 13 лет»

В день пресс-конференции исполнилось 112 лет со дня рождения знаменитого поэта Сергея Михалкова. Никита Сергеевич рассказал о том, чему научил его отец.

– Главный совет он мне дал ремнем. Это многих смущает, но я ему за это очень благодарен. Вся его жизнь была удивительная. Это такое псевдоравнодушие к детям. Именно поэтому он писал гениальные детские стихи. Он их писал не как взрослый, а как ребенок. Мама говорила: «Сереже всегда 13 лет». Он обладал фантастической реакцией, молниеносной, боксерской, был невероятно остроумен. Когда Евтушенко, пытаясь подколоть, сказал, что стихи гимна не очень хорошие, он ответил: «Хорошие, не хорошие, а слушать будешь стоя». Он никогда не держал ни на кого зла. Кто-то считал это снисходительностью, кто-то – снобизмом. Но это не так. У него всегда был один аргумент на критику: сделай лучше. И он делал много добра людям и ненавидел, когда его благодарили, потому что не помнил за что, – вспомнил Никита Михалков.

«Спасибо за тишину»

Спектакль-расследование «12» (16+) был поставлен в 2021 году по пьесе, которую Никита Михалков написал в соавторстве с братьями Пресняковыми по мотивам своего одноименного фильма (2007 г.).

За четыре года команда «Мастерской «12» побывала с гастролями во многих регионах России. Воронеж стал 36-м городом, где показали легендарный спектакль, и, конечно, его встретили бурными овациями. Но не это главное – Никита Михалков, выходя вместе с актерами к зрителям после показа спектакля, поблагодарил их за особую тишину в зале. Атмосферу соучастия, напряжение во время пронзительных монологов присяжных режиссер считает большей наградой, чем аплодисменты.

– Это величайшее счастье слушать зал в такой тишине. Спасибо вам, – сказал режиссер воронежцам.

По словам Никиты Михалкова, по анализу отношения зрителей к этому спектаклю в разных регионах можно создать некую карту эмоционального состояния их жителей.

– Поэтому мне очень нравится ездить по стране, сравнивать реакции, на что в разных регионах реагируют быстрее, резче, что вызывает смех и так далее. Это очень интересный анализ, – сказал Никита Сергеевич.
Воронеж тоже нашел отражение в судьбе и творчестве знаменитого режиссера. В нашем городе провела детство его жена Татьяна Михалкова. Актер Павел Ильин, исполнивший в спектакле «12» роль 9-го присяжного, начинал карьеру на сцене Воронежского камерного театра. А художник-постановщик Юрий Купер, чьи картины украшают Третьяковку и многие музеи-галереи мира, стал автором интерьеров Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова после его реконструкции в 2011 году.

Универсальный сюжет

Сюжет о заседании 12 присяжных Никита Михалков переносит на сцену спустя 14 лет после выхода фильма. Героям предстоит вынести единогласное решение, виновен ли 18-летний чеченский юноша Умар, которого подозревают в убийстве приемного отца – русского офицера. Все улики свидетельствуют против обвиняемого. 11 человек, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить парня. Для них это просто неважное обязательство, которое отрывает их от работы, от семьи и других важных личных дел. Они не хотят погружаться в подробности истории, и по большому счету их не интересует судьба чеченца, который практически не говорит по-русски.

Но один из присяжных высказывает сомнения, голосует против обвинения юноши. Затем к нему по очереди присоединяются все остальные. На наших глазах происходит напряженное по мысли и эмоциям психологическое расследование, и в финале спектакля все присяжные признают невиновность подсудимого. Только обращаясь к личным историям, пропуская через себя боль чужого человека, герои смогли заметить ошибки следствия и оправдать невиновного.
Приметы времени здесь не столь важны, как вечные вопросы. Еще в эпиграфе режиссер настраивает нас на поиски «истины бытия» и приглашает к важному разговору о том, что такое свобода, закон, ответственность за других.

– Только тогда, когда мы будем уметь говорить и слушать правду, победа будет за нами! – эти важные слова своего героя уже в общении с воронежскими зрителями повторил Никита Михалков.

Кино нашего времени

На встрече с журналистами Никита Сергеевич поделился своим видением миссии кинематографа.

– Нам нужно кино, в котором люди узнают себя, в котором они не чувствуют себя униженными. И даже если в таких картинах мы видим что-то жесткое, жестокое, должно быть понятно, что это сделано для того, чтобы помочь изжить, а не показать, что мы – ничтожество. Этого наш человек простить не может. Хотя многие режиссеры повелись на это, потому что, если они хотят попасть в Канны, они должны снимать кино, которое понравится там. А там «Летят журавли» уже не получат «Пальмовую ветвь». Получит что-то другое, что наш зритель не хочет смотреть.

Отвечая на вопрос, как сделать хороший фильм, режиссер выразил мысль о проблеме потери смыслов.

– Советское кино, как и русская литература, как и вообще русское искусство, всегда зиждились на поиске смыслов, а также религиозности, традиций. Обратите внимание, что самыми кассовыми картинами за прошедшие семь-восемь лет стали советские. Не фильмы, сделанные при Советском Союзе, а советские картины просто по поиску смысла. Возьмите «Движение вверх», «Чемпион мира», «Т-34». То есть картины, в которых существуют уважение к земле, на которой ты живешь, и поиски возможностей сделать жизнь на этой земле лучше.

Молодые идеи – на Востоке

Санкции сыграли великую роль для нашей страны и в том числе для российского кинематографа, утверждает Никита Михалков.

– Я считаю, что должны квотировать иностранное кино, как это сделали китайцы, – для того, чтобы не было ощущения, что мы всеядны, как поросята. В 1990-е годы разные компании завозили катастрофические фильмы класса С и в видеосалонах зарабатывали на них. И мы считали, что через прорубленное окно в мир к нам придет счастье. А оно оказалось канализационной трубой, через которую лился навоз с просроченными лекарствами. А сейчас мы проснулись. И стали понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому именно сейчас наша индустрия во многом восполнила собой голливудское. Голливуд трансформировался вместе с «Оскаром» и европейскими фестивалями. Он стал похож на идеологический отдел ЦК времен 1980-х. Это то, вот это должно быть в твоих картинах, иначе на успех рассчитывать не можешь. И это сработало нам на руку, всей нашей индустрии. Хотя проблемы есть. Но все равно нет ничего такого, что мы не могли бы сделать сами. Найдем в своих недрах, головах, творчестве. И бред все эти разговоры, что мы собираемся напасть на Европу, этот унылый дом престарелых, который объединился, думая, что из 15 стариков получится один молодой. Молодая кровь, молодые идеи сейчас на Востоке, в Африке, в Латинской Америке, – пояснил режиссер.

Что касается определения счастья, то Никита Михалков ответил на этот вопрос следующим образом:

– Толстой сказал, что счастье жизни в самой жизни. Делай, что должен, и пусть будет то, что будет. Поэтому все, что связано с творчеством, с товариществом и с трудом, – это счастье. У меня и студия так называется: «Тритэ». И еще очень важная вещь – для того чтобы счастье испытывать, надо осознавать, что ты не хозяин своего таланта – ты только проводник между Господом и всеми остальными. Как только ты начинаешь использовать талант, чтобы слаще есть и мягче спать, ты можешь проснуться лишенным этого таланта.

Ранее РИА «Воронеж» сообщало, что губернатор Александр Гусев встретился с Никитой Михалковым. В ходе их общения шла речь о сотрудничестве и возможном участии в совместных с артистом проектах, которые могут внести значительный вклад в развитие культурной жизни региона.