Глава воронежского облздрава: «Врач не должен быть станочником»
Александр Щукин – об этике медработников, укрупнении поликлиник и результатах диспансеризации.
Галина Саубанова, 29 декабря 2017, 13:07
Руководитель департамента здравоохранения Воронежской области Александр Щукин в интервью обозревателю РИА «Воронеж» подвел итоги 2017 года. Чиновник рассказал, как в регионе решают вопрос обеспечения медицинскими кадрами, зачем укрупняют медорганизации и в каких районах Воронежа построят новые поликлиники.
– В этом году впервые вынесен приговор по редкой для Воронежской области статье «Неоказание помощи больному». Впервые медика приговорили к реальному заключению. Александр Васильевич, не считаете ли вы, что сейчас особенно остро встает вопрос об этике врачей?
– Да, проблема качества медпомощи и отношений «врач – пациент» существует. И это не воронежская или российская, а мировая проблема. К сожалению, у нас произошел случай, в результате которого пациент погиб, а врач осужден. Это трагическая ситуация для семьи, репутации медиков в целом и, конечно, основание для принятия мер в медорганизациях. Однако это единичный случай, который не может зачеркнуть гигантское число излеченных болезней и спасенных жизней, совершенных воронежскими медиками в уходящем году.
Далеко не всегда летальный исход является следствием неправильного диагноза или недостаточного лечения. Врач, если он профессионал, всегда делает все возможное, чтобы спасти пациента, но, выбирая тактику лечения, он постоянно рискует, так как невозможно предугадать, как поведет себя организм, как отреагирует на препараты, насколько нестандартно протекает заболевание. От этих и многих других факторов зависит исход лечения.
И, конечно, необходимо понимать, что ни один врач в мире не способен спасать 100% больных. К сожалению, люди умирают от болезней и травм. Что же касается оценки работы врачей, то объективнее посмотреть на статистику – за последние четыре года операций было сделано на 15% больше, а летальность снизилась, осложнений стало меньше.
Безусловно, для близких каждого умершего пациента их горе – единственное, частное, и оно только усугубляется, если люди не получили от врачей объяснений. Чаще всего именно формальный подход приводит к обращению родственников в правоохранительные органы. Вряд ли до этого дошло бы, если бы во внештатных, срочных ситуациях родственникам тяжелых больных была доступна администрация больницы, если бы они получили объяснения, как пациента лечили, какие и почему у него были осложнения. И в этом вопросе мы наводим порядок – администрация больницы всегда должна быть доступна для пациента. Врач должен лично пропускать через себя каждую историю болезни, иначе это не врач, а станочник.
Но и здесь нужно понимать, что врач – живой человек, который, принимая чужую боль, сам болеет из-за эмоционального выгорания. Стараемся помогать нашим специалистам через особые тренинги, сотрудничество с епархией – при многих больницах есть храмы, мы попросили священников приходить к паллиативным, инкурабельным больным, общаться с их родственниками и персоналом.
– Воронеж разрастается, появляются новые жилые массивы. Насколько развитие инфраструктуры здравоохранения за этим успевает?
– Это давняя проблема, она существует на государственном уровне. В Воронеже поликлиникам принадлежат 67 зданий, из них 45 – это старые, встроенно-пристроенные помещения. В таких условиях, конечно, сложнее обеспечивать комфортные условия для пациентов и персонала. Нужны новые, современные поликлиники, офисы врачей общей практики и станции скорой помощи во всех районах города, особенно в новостройках. Но в проектах планировки территорий районов городской застройки сейчас не предусмотрено проектирование и строительство объектов здравоохранения. В результате область ежегодно не получает из федерального бюджета дополнительно порядка 200 млн рублей в рамках федеральной целевой программы «Жилище».
Тем не менее ранее эта программа позволила начать строительство поликлиники в микрорайоне Шилово, и в октябре следующего года этот объект будет сдан в эксплуатацию. Решен вопрос и о строительстве поликлиники в районе улицы Шишкова, – она необходима жителям новостроек. Выбран участок площадью 3,7 га на Московском проспекте рядом с ПЖСК «Учитель», разработано медико-техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ, и, надеюсь, в течение двух лет объект будет завершен.
В Воронеже планируется строительство еще нескольких медицинских объектов. Это поликлиника и подстанция скорой медицинской помощи на 10 бригад в микрорайоне Отрожка по улице Артамонова (проработаны вопросы с архитекторами, надеемся на помощь мэрии и ДСК); поликлиника по улице 20-летия Октября; поликлиника в поселке Боровое; филиал поликлиники по улице 9 Января в ЖК «Современник» и другие.
– А какова в новых микрорайонах доступность скорой помощи?
– По нормативу бригада должна быть в пути не более 20 минут после вызова. В Воронеже всего шесть станций и два отделения – в Шилово и Боровом. Все они располагаются в приспособленных помещениях, бывших учебных учреждениях и детсадах. Только в БСМП №1 у «скорой» есть специализированное помещение, но и ему уже 37 лет. Даже если у нас будут новые машины и достаточно бригад – они не смогут вовремя подъехать к новостройкам из-за дорожной ситуации в городе. Нужно менять подход и строить новые станции скорой помощи на свободных участках по всему городу. Это не очень затратно для бюджета, можно привлекать до 50% федеральных средств.
– Какие последствия для горожан имеет политика укрупнения медорганизаций? Повысилась ли доступность медпомощи?
– Речь идет о юридическом объединении медучреждений. То есть полностью сохраняется персонал обеих организаций, сокращается только административно-управленческий аппарат. Это высвобождает средства на улучшение качества оказания медпомощи и развитие учреждения.
Все изменения проводятся в интересах пациентов, чтобы повысить для них доступность узких специалистов и лабораторной диагностики. Так, в результате присоединения поликлиники №19 к поликлинике №18 пациенты 19-й теперь пользуются ранее недоступными им методами исследований. Узкие специалисты и две клинико-диагностические лаборатории работают более рационально и могут принять большее количество людей.
Также мы оптимизировали использование автотранспорта. Сняли с баланса здание филиала детской поликлиники №6, что позволило сэкономить более 1 млн рублей. Филиал разместится на освободившихся площадях поликлиники №19.
При объединении Воронежской городской поликлиники №1 и поликлиники №15 (студенческой) произошла централизация узких специалистов, улучшилась транспортная доступность акушерско-гинекологической службы, высвободилось больше площадей для обслуживания взрослого населения.
В одно здание переехали отделение медицинской реабилитации и Центр здоровья. Это позволило обеспечить комплексный подход при проведении профосмотров и консультаций, в том числе и групповых.
Присоединение областной специализированной онкологической больницы к областному онкологическому диспансеру дало более рациональное использование кадровых и материальных ресурсов. Сократились штатные единицы с дублирующими функциями, отделение паллиативной помощи в структуре диспансера позволяет в кратчайшие сроки распределять потоки пациентов (либо для курса поддерживающей терапии, либо для специализированного лечения). На базе отделения паллиативной помощи открыта «школа» по обучению пациентов и их родственников навыкам ухода за тяжелобольными в домашних условиях.
Завершилось юридическое объединение поликлиник №3 и №11, а также №10 и №8. Здание освободившейся ранее больницы №17 реконструировано под женскую и детскую консультации.
Также объединились больницы №5 и №18. Основная причина – запрет противопожарной службы на круглосуточное пребывание пациентов в здании больницы №18. После пожара в Алферовке все медицинские объекты проверили на предмет противопожарной безопасности. Тем из них, где была опасность для пациентов, предписали перевести стационарные отделения в безопасные здания. В больнице №18 деревянные перекрытия, поэтому в ней по противопожарным соображениям возможен лишь амбулаторный прием. Теперь здание будет использоваться только для него.
– Многие наши читатели интересуются, каков критерий отбора пациентов, за которыми вылетает вертолет Центра медицины катастроф?
– Центр медицины катастроф координирует помощь в чрезвычайных ситуациях и при ДТП. Вся информация о ДТП поступает в Центр ежеминутно, чтобы у специалистов была возможность оценить своевременность выезда, маршрутизацию, проконтролировать правильность доставки и оказания помощи. Кроме того, Центр медицины катастроф оказывает экстренную специализированную помощь и транспортировку тяжелых больных из районов области, если там отсутствуют необходимые специалисты. Например, торакальный и сосудистый хирург, кардиохирург есть только в областном центре. При необходимости за тяжелым больным может вылететь вертолет.
– В Воронежской области пятый год работает программа диспансеризации. Каковы итоги ее реализации в 2017 году?
– В Воронежской области диспансеризацию ежегодно проходят около 420 тыс. человек, из которых 40% трудоспособного возраста – от 39 до 60 лет. По итогам диспансеризации впервые установлены диагнозы хронических неинфекционных заболеваний у 106 тыс. человек, что составило 25% от осмотренных.
Цель диспансеризации – не просто формальный осмотр, а выявление и лечение заболеваний. За 11 месяцев 2017 года на второй этап обследования в результате выявленных патологий отправлено 44% прошедших диспансеризацию. В частности, из-за патологии сонных артерий, которая может привести к инфаркту и инсульту, в 2013 году на дообследование отправили всего 6,3% человек, в этом году – 79,6%. Доля взятых на диспансерный учет после медосмотра в 2014 году – 22%, сейчас – 63,6%.
Очень важно углубленное профильное консультирование. В 2015 году после диспансеризации его получили 60% человек, в 2016 году – 71%, в этом году – 86%.
Если в ходе диспансеризации осмотрели много людей, но не назначили лечения, не сделали операций, то такое медучреждение подвергается проверке. Недопустимо, чтобы кто-то недобросовестным трудом подрывал доверие людей к диспансеризации. Она помогает спасать жизни.
– Считается, что большинство медработников получают низкую зарплату. Однако, по информации Минздрава, оклады врачей и другого медперсонала выросли. Как обстоит дело с оплатой труда медработников в Воронежской области?
– Заработная плата растет. Но она не может быть одинаковой у врачей разных медорганизаций. Например, хирург поликлиники и хирург нейрохирургического отделения, выполняющий сложнейшие операции, не могут иметь одинаковый доход. Дифференциация оплаты труда зависит от сложности работы, структуры заработной платы и штатной численности работников в организации. Поэтому в учреждениях третьего, самого высокого технологического уровня, заработная плата специалистов выше.
Другое дело, если при одинаковой нагрузке в одном учреждении у врачей резко различается уровень оплаты труда. Такие перекосы мы устраняем.
С 1 октября 2017 года в области произошло повышение размера оплаты труда сотрудников всех медицинских организаций. Темпы роста средней заработной платы составили:
врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее фармацевтическое или иное высшее образование – 28,6%; средний медицинский персонал – 10,7%; младший медицинский персонал – 54,5%.Например, в Воронежской городской больнице №20 фактический размер средней зарплаты врачей составляет 35,2 тыс. рублей, а средних медработников 20,9 тыс. рублей.
– Как решаются кадровые проблемы в здравоохранении? Каковы результаты федеральной программы «Земский доктор» в регионе?
– В государственной системе здравоохранения Воронежской области работает 50,4 тыс. человек, из которых 9,3 тыс. – врачи и 21,1 тыс. – средние медицинские работники. Врачей в Воронежской области больше, чем во многих других регионах, – обеспеченность на 10 тыс. населения составляет в среднем 40,4 (по России – 37,2; по ЦФО – 37,1). В рамках федерального проекта «Земский доктор» за последние пять лет в районные больницы Воронежской области прибыли 563 человека, из них 87 – в 2016 году и 90 – в 2017 году.
Конечно, все кадровые проблемы мы еще не решили. Наибольший дефицит специалистов ощущается в первичном звене. В целом по области нам сейчас нужно 52 врача общей практики (семейных врача), 32 участковых терапевта и 27 участковых педиатров. Кроме того, медицинские организации области нуждаются в инфекционистах, психиатрах, психиатрах-наркологах, рентгенологах, врачах скорой медицинской помощи, фтизиатрах и онкологах.
В 2017 году состоялся первый выпуск по новым стандартам обучения для лечебного и педиатрического факультетов. Выпускники уже прибыли в подведомственные департаменту медорганизации. На должности участковых терапевтов зачислено 59 человек, участковых педиатров – 33. Для обеспечения кадрами системы здравоохранения Воронежской области в медуниверситете имени Бурденко по целевому направлению и областному заказу обучаются 756 человек.
Врачебная амбулатория в хохольском селе Гремячье
Фото – пресс-служба департамента здравоохранения Воронежской области– Существует ли сейчас в Воронеже и области проблема доступности лекарств? Как можно узнать, в каких аптеках приобрести тот или иной препарат?
– В Воронежской области работает горячая линия по вопросам лекарственного обеспечения. Жители могут позвонить по телефону 8 800 775 36 03. Специалисты разъяснят порядок отпуска лекарств по региональной и федеральной льготе и получения обезболивающей терапии, расскажут о сроках действия рецептов. Если речь идет об обеспечении лекарствами конкретного пациента, необходимо сообщить оператору личные данные и номер телефона.