Героями пьес воронежских школьников стали футболисты, автоугонщики, киллеры и разорившиеся бизнесмены
В городе продолжается проект «Классная Драма».
Олеся Шпилева, 7 декабря 2013, 14:15
РИА «Воронеж» уже сообщало, что в городе стартовал проект «Классная Драма», в рамках которого современные драматурги учат школьников писать пьесы. Проект проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры и архивного дела Воронежской области.
В течение недели четыре известных драматурга – Вячеслав Дурненков, Марина Крапивина, Константин Кожевников и Кира Малинина – общались с воронежскими школьниками, организовывали для них обучающие игры и следили за тем, как ребята выполняют заданные им упражнения. Задания должны были дать юным авторам представление о драматургии и помочь написать собственные пьесы.
6 декабря состоялись читки написанных школьниками произведений перед актерами и режиссерами. Теперь настает пора репетиций – за 6 дней местные артисты должны поставить все написанные пьесы на сцене, а 12 декабря показать их на итоговом представлении.
Режиссерами проекта «Классная Драма» стали артист Камерного театра, руководитель проекта «Бумажный театр», заслуженный артист России Камиль Тукаев, актер театра драмы им. Кольцова Антон Тимофеев, а также специально приехавшие из Санкт-Петербурга молодые актеры и режиссеры Алексей Забегин и Владимир Антипов. В качестве актеров выступят артисты воронежских театров и студенты театрального факультета ВГАИ.
Для участия в проекте «Классная Драма» в Воронеже было отобрано 20 школьников из разных районов города, но в ходе занятий их осталось всего 10. В итоге у ребят получилось девять пьес (одна написана двумя подростками в соавторстве). В пьесах воронежских школьников разорившийся миллионер становится киллером, родители пьют и расходятся, подростки погибают в драках за девушек, бизнесмены наставляют друг на друга пистолеты, а успешный банкир бросает все, чтобы стать угонщиком автомобилей.
- Раз кураторов, которые работали с детьми, не смутил такой выбор тем, то мы, режиссеры, должны принять это и работать с тем, что есть. Но лично я люблю, когда люди пишут про жизнь, которая им ближе, про жизнь, из которой состоит их собственная жизнь. Я люблю документальный театр, - рассказал Камиль Тукаев. - Я вижу, что наши ребята написали истории, которые от них далеко. И, возможно, они к ним никогда не будут иметь никакого отношения. Не будет в их жизни столько криминала, убийств и воровства, я очень в это верю. Но с другой стороны, пусть лучше они сейчас изживут это в себе, а потом перейдут к более серьезным вещам, к психологии человека, его внутреннему миру и взаимоотношениям людей.
Девятиклассники Роман Эминов и Павел Титов, в соавторстве написавшие пьесу о бизнесмене, который хочет убить своего напарника, несмотря на то, что они вместе прошли Афганскую войну, признались, что их сюжет – больше киношный, чем театральный.
- Когда мы писали, больше кино себе представляли на основе нашей пьесы, а не постановку. В театр ходим, только когда заставляют, сам-то в театр не пойдешь ради удовольствия, так только в кино ходить можно, – уверены ребята. – Хотя если бы в театре показывали что-то похожее на то, что у нас получилось, туда тоже можно было бы ходить.
Участница проекта Виолетта Силкина, написавшая пьесу о сложных отношениях родителей с детьми и между собой, основанную на истории своей семьи, призналась, что на первых занятиях драматурги всеми силами пытались добраться до глубоко личных переживаний и чувств каждого подростка.
- Нас спрашивали: что тебя бесит? Что тебя восхищает? От чего ты не спишь ночами? Мне все это было удивительно, потому что я довольно спокойный человек, меня ничего не бесит, и я хорошо сплю по ночам. Но потом мне все-таки удалось выбрать достаточно личную тему.
Как рассказал драматург Константин Кожевников, не впервые принимающий участие в проекте, в первый день работы подростки не очень хотели раскрываться.
- Все дети сидели со скрещенными на груди руками, хмурые, надутые, какая-то драматургия, какой-то театр, ну был я в театре пару раз, в школе заставляли ходить, классика всякая… Но потом они заинтересовались, когда увидели, что мы общаемся с ними на равных. Тем более у них не было никаких ограничений. Темы мы никак не контролировали – что придумал, о том и пиши, - говорит Константин Кожевников. - Конечно, идеально, когда дети рассказывают о себе, своим языком. Но заставить их это сделать мы не можем. Во-первых, в таком возрасте мало кто хочет о себе говорить. Во-вторых, действует механизм защиты – спрятаться в сюжете. Но на самом деле, о чем бы они ни писали, это все равно про них. Про их мечты или про то, чего им не хватает. Так или иначе, это тоже рассказ о себе. Темы, конечно, у всех детей во всех городах очень схожи. Всегда есть любовь подростков, всегда есть преступные истории про убийц. Телевизор, конечно, влияет.
Девятиклассник Кирилл Сергеев, в пьесе которого отец не дает сыну денег на мотоцикл, рассказал, что на проект его отправила классная руководительница.
- Раз не учишься, говорит, то может хоть здесь из тебя толк выйдет, – сказал Кирилл. – Я все с себя списывал, но не полностью, конечно. Родители у меня гораздо добрее на самом деле.
Две девушки – Анастасия Светашова и Светлана Пономарева – написали пьесы о любви, обе из которых заканчиваются убийством или естественной смертью подростков. Девочки рассказали, что истории выдумали.
- Было сложно избавиться от подробных описаний обстановки, пейзажа, как мы привыкли в школьной прозе, – рассказала Светлана. – Кураторы нас все время поправляли: это драматургия, здесь это не нужно. Сложно было прописывать каждую реплику, ведь в обычной жизни мы часто просто понимаем, что имеется в виду, без лишних слов, но в пьесах так нельзя, все нужно объяснять до конца. Изначально моя пьеса была в два раза длиннее. И хотя она заканчивается смертью, я не считаю ее трагической, она романтическая.
Итоговый показ спектаклей-читок по пьесам воронежских школьников состоится 12 декабря в Доме актера, в 18:00. Вход свободный. Зарегистрироваться на показ можно по адресу: special.bbf@gmail.com