Геолог из Каменки 30 лет искал алмазы в Якутии, и еще пять лет – в Африке
Вячеслав Шпилев говорит, что «самая вкусная рыба в Африке – крокодил».
Мария Яковлева, 21 марта 2014, 15:56
После выхода на пенсию уроженец села Щербаково Каменского района Вячеслав Шпилев переехал из заполярного города Мирный в родные края и обосновался в райцентре. Однако зажить спокойной жизнью персонального пенсионера ему не удалось. Вскоре опытному геологу поступило предложение: принять участие в геологоразведочных работах по поиску алмазов в Западной Африке. И в 2001 году состоялась его первая командировка в республику Ангола.
- В Анголе мы занимались поиском так называемых кимберлитовых трубок, в которых находятся алмазы, - говорит Вячеслав Шпилев. - В бассейне реки Кунене мы нашли много кимберлитовых трубок, которые до сих пор остаются не разведанными.
- Как встретила Африка российских геологов?
- Неимоверной жарой, бюрократической волокитой и полным отсутствием мало-мальски приемлемых бытовых условий. Во-первых, в Луанде – столице Анголы - очень долго и нудно шла проверка и подготовка документов для проведения геологоразведочных работ. Когда, наконец, это произошло, нам притащили на участок для проживания обычный российский вагончик, обитый железом. Под африканским солнцем это настоящая душегубка. Пришлось соорудить под деревом нары, натянули над ними полог, так и ночевали под звездным африканским небом в накомарниках. Еду готовили на костре, а воду возили из Намибии. Впоследствии наняли кухарку из местного населения. Пригнали также «Уралы» и другую технику. Геологоразведку начали в провинции Уила. Только через год, во время второй поездки, наш быт был немного улучшен: появился газовый холодильник.
- Как обеспечивалась ваша безопасность в этой стране?
- К нам сразу же приставили охранников. Мы ужаснулись, когда их увидели. Ими оказались 14-15-летние подростки, вооруженные ручными пулеметами и автоматами Калашникова. Мальчишкам постоянно что-то мерещилось в джунглях, и они то и дело открывали беспорядочную стрельбу. Пришлось отказаться от таких охранников. В Анголе всего несколько лет назад прекратилось противостояние между официальной властью и оппозицией, жизнь начала налаживаться. Но межэтнические стычки продолжаются. Однажды в одном из отрядов ночью вырезали всю охрану, состоявшую из семи человек. К счастью, наши специалисты не пострадали.
- И вы после этого не боялись?
- Как таковой опасности со стороны местного населения мы не ощущали. Жили в расположении племени мушимба. Это исключительно доброжелательные люди. Белого человека в Африке уважают. А к русским вообще особое отношение, которое, видимо, осталось в сознании ангольцев еще со времен Советского Союза. Местные жители часто обращались к нам со своими проблемами. Приходили даже лечиться. Дело в том, что в Анголе здравоохранение практически отсутствует: на отдельные провинции приходится два-три врача, а в некоторых их нет вообще. Мы не могли отказать в помощи, и все наши медикаментозные запасы быстро исчезали.
Проснешься утром, а под баобабом уже сидят человек десять. Нам работать надо, а они пришли лечиться. Однажды в аптечке остался один активированный уголь, а к нам – очередной «пациент». Понимаем, что плохи его дела, но что делать? Даем ему активированный уголь – во всяком случае, вреда такое «лечение» не принесет. А через некоторое время тот самый парень является к нам с благодарностью – живой и здоровый. Вот что значит сила убеждения и вера в выздоровление!
- Чем еще примечательны мушимба?
- Люди этого племени непритязательные, бедные, но всегда жизнерадостные, улыбающиеся. Живут в круглых глиняных хижинах, а то и вовсе в наскоро сооруженных шалашах из пальмовых листьев, по 10-15 человек. Из одежды у них одни набедренные повязки и короткие юбки, изготовленные из коровьих шкур и других материалов, в том числе из сахарных мешков. Однажды мы подарили такой мешок двенадцатилетней девочке, у которой износилась юбка. Она была безумно рада.
Замуж девочек выдают в 14-15 лет. Если до 18 лет девушка не вышла замуж, то ей на юбку вешают колокольчик для привлечения внимания. А еще в племени мушимба по традиции моются только один раз в жизни – когда женятся. Вместо этого они из красного камня гематита делают порошок, смешивают его с маслом, затем намазывают этим «кремом» свои тела. И ходят такие красиво-красные. Занимаются в этом племени скотоводством, земледелием и охотой. Главным богатством сельского населения Анголы являются зебу (коровы), дающие молоко и мясо. Основной продукт питания – маниока, а также все, что можно найти в джунглях. К примеру, в определенное время года в лесах появляются гусеницы, за которыми соплеменники ходят, как за ягодами, с корзинами. А еще в тропиках есть гигантские грибы под названием трутуи – одним грибом можно накормить пять человек. Мы и сами их ели. Кстати, очень вкусные.
- Что еще вы ели в Африке?
- Мясо крокодилов. Мы на них довольно успешно охотились. Дело в том, что в африканских водоемах очень много рыбы, но она вся поражена гельминтами, и в пищу непригодна. А мясо крокодила белое, чистое и изумительного вкуса. По этому поводу геологи часто шутили: «Лучшая рыба в Африке – это крокодил». А еще в Африке много диких цесарок, так что и «курятина» была постоянно на нашем столе.
- А как в Африке относятся к спиртным напиткам?
- Пьют, но мало. Спиртное получают из пальмы марухи. На юге Анголы, в племени мушимба, все такие пальмы поделены. Парочку пальм вождь выделил и нам. Из них извлекают сладкий сок, после брожения которого получается хмельной напиток. В племени мушимба его считают целебным: «выпил – и ничего не болит». Крепость этих напитков на уровне столового вина.
- А как в Африке насчет хищного зверья и других опасностей?
- Хищных зверей не видели – их выбили многолетняя война и браконьеры. А вот ядовитые змеи встречаются часто и представляют для человека реальную угрозу. Буквально перед нашим отъездом одного из местных жителей ужалила змея на собственном огороде. Через два часа он умер. Серьезную опасность для белого человека представляют тропические болезни. Спасают прививки. Только от малярии вакцины не существует. Я болел тропической малярией четыре раза. Эта болезнь излечима, если вовремя начать лечение.
Моя последняя экспедиция в Африку закончилась в мае 2013 года. На этом я решил закончить свою геологическую деятельность.