Генконструктор воронежского КБХА Владимир Рачук: «Надо объединяться с мехзаводом, чтобы увеличивать количество выпускаемых ракетных двигателей»
По словам руководителя, космической отрасли требуется в два раза больше двигателей, чем может выпускать «Конструкторское бюро химавтоматики».
Людмила Минаева, 22 октября 2013, 15:22
Сегодня, 22 октября, на КБХА презентовали водородную паротурбинную энергоустановку, разработанную воронежским предприятием по заказу Минобрнауки. Эту энергоустановку, как отмечает генеральный конструктор – генеральный директор предприятия Владимир Рачук, сделали «между делом» - к космосу и оборонной промышленности, главным направлениям «Конструкторского бюро химавтоматики», она не относится, хотя имеет многоцелевое значение в промышленности.
- Ее применение совершенно различное. Например, энергоустановка эффективна в пожаротушении: за секунду может подать до 750 кг воды на 300 метров в любом направлении: хоть вверх, хоть в стороны. Она может служить мобильной электростанцией или в атомной энергетике, - рассказал Владимир Рачук. – В разработке мы применили свои технологии газогенератора и турбонасоса, получилось очень компактное, но в то же время эффективное оборудование.
Работу над этим проектом КБХА завершило раньше заявленного срока, уложившись вместо трех лет чуть больше чем в два года. Пока энергоустановка, прошедшая все испытания, не вышла в серийное производство. На предприятии говорят, что в данный момент идут переговоры с потенциальными заказчиками. Сегодня в детальности этот проект представили губернатору Алексею Гордееву.
Генеральный конструктор также продемонстрировал главе региона последние достижения отечественной космической промышленности – модификации кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей для модернизированного ракета-носителя «Союз-2» и универсальной РН «Ангара». Эти разработки – единственные жидкостные ракетные двигатели, созданные в постсоветской России. Сейчас они успешно проходят летные испытания, отметил Владимир Рачук.
Еще одна новая разработка воронежского КБХА, которая сейчас только проходит огневые испытания, – кислородно-водородный двигатель для разгонного блока ракета-носителей РН «Ангара», в котором принимают ряд уникальных конструкторских решений.
- КБХА – не только крупный промышленный центр, но, в первую очередь, научно-исследовательская организация, уверено чувствующая себя на рынке. Только за этот род рост выпуска продукции составил 10 процентов. Неплохой показатель, особенно на фоне стагнации в общероссийской экономике. Сейчас в стране идет оптимизация космической отрасли, нам небезразлично, как это отразится на работе наших предприятий. У нас есть возможность политического и административного голоса, чтобы поддержать развитие, в частности, рассмотреть освоение новых площадок, - отметил Алексей Гордеев, имея ввиду перспективы строительства в районе Шилово завода ракетных двигателей.
Напомним, планируется, что это предприятие объединит ресурсы КБХА и Воронежского механического завода. Дело в том, что в «Конструкторском бюро химавтоматики» выпускают так называемые «товарные двигатели», которые непосредственно летают в космос. Однако это производство едва ли можно назвать серийным – в год их изготавливают до десятка.
- Надо объединяться с воронежским мехзаводом, чтобы оптимизировать производство и увеличить количество выпускаемых двигателей, потому что требуется примерно в два раза больше того количества, что мы производим сейчас, - отметил Владимир Рачук.
ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» - один из мировых лидеров по производству жидкостных двигателей для космических ракета-носителей и межконтинентальных баллистических ракет. Все отечественные программы с первого полета к Луне в 1959 году используют двигатели разработки КБХА.