Галерист Алексей Горбунов рассказал, как воронежским художникам попасть на аукцион картин по полмиллиона евро
Скульптуру Ивана Горшкова продали с торгов на «Винзаводе».
Софья Успенская, 27 марта 2014, 19:23
Воронежские художники поучаствовали в одном из самых престижных российских аукционов VLADEY, созданном владельцем крупнейшей российской галереи «Риджина» Владимиром Овчаренко. Торги проходили 18 марта в московском арт-центре «Винзавод». Впервые на них была выставлена работа воронежского художника – скульптура соорганизатора ВЦСИ Ивана Горшкова «Слеза врага» в итоге ушла с аукциона за 2000 евро. Что означает эта сделка для воронежского представителя современного искусства, объясняет директор и владелец галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов.
– Расскажите, пожалуйста, об участии воронежцев в аукционе VLADEY.
– Работа воронежского художника была представлена в торгах впервые. Это была скульптура Ивана Горшкова «Слеза врага», которая экспонировалась в галерее «Х.Л.А.М.» в декабре 2012 года на выставке «Золотой павильон».
В солидно изданном каталоге аукциона VLADEY о воронежском художнике пишут: «Иван Горшков – наиболее активно и динамично развивающийся российский художник, чуждый господствующим трендам постконцептуализма и неоминимализма. Художник проявляет себя как новый варвар, удалённый от наследия минувших цивилизаций и вынужденный заново утверждать сам концепт художественной формы. Подобно первобытному человеку, преодолевающему собственную немоту, Иван Горшков порождает пугающие радикальной антиклассичностью, но всегда выразительные в своей брутальности сгустки материи».
– Цена в 2 тысячи евро по меркам VLADEY – это много или мало?
– Давайте посмотрим на другие лоты. Работа Ивана шла под номером 71. А всего аукционная линейка состояла из 92 лотов. Однако не все они нашли своих покупателей. Топ-лотом на VLADEY-2014 была картина Ильи и Эмилии Кабаковых из серии «Под снегом» (2004 год, холст, масло, 256х183), с эстимейтом (примерно прогнозируемой ценой – ред.) в 500 тыс. евро. Торг на картину прошёл вяло – она ушла по стартовой цене в 450 тыс. евро. Работа Оскара Рабина «Композиция с газетой» (1971 год, холст, масло, 68х79 см.) была куплена за 42 тыс. евро, картина Семена Файбисовича МКАД из цикла «Рейсовый автобус» (1984 год, холст, масло,100х162 см.) – за 70 тыс. евро. На этот раз не был продан ни Валерий Кошляков, ни Олег Целков, ни работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Вероятно, коллекционеры ждали чего-то нового, свежего.
– И что стало этим новым?
– Новым для аукциона можно назвать подборку фотографических лотов - серию из десяти 40х30 см фото Владислава Мамышева-Монро «Любовь Орлова» (эстимейт 15 тыс. евро). За «Любовь Орлову» с энтузиазмом сражалась глава «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова, но проиграла: сет ушёл за 19 тыс. евро. На самом аукционе присутствовали и неизвестные многим покупатели, торги шли и по телефону. Так, например, наиболее отчаянно и продолжительно покупатели бились за картину Константина Звездочётова «Мама и родина – самое главное» (145х195 см, 1996): при эстимейте в 25 тыс. евро работа была куплена за 56 тыс. евро. «Противоположная» по смыслу работа Сергея Браткова – трёхметровой длины объект (фотография со спины мужчины, спускающегося вниз по эскалатору, с неоновой надписью поверх «Уехать забыть») при эстимейте 15 тыс. евро продана за 26 тыс.
Я бы отметил также покупку за 12 тыс. евро работы Владимира Логутова из серии «Рельсы» (2013, рельс, бетон, 233х61 см) – скрученный узлом рельс на постаменте выставлялся в 2011 году в «Х.Л.А.М.е».
– Как же в ряд признанных авторов попал молодой воронежский художник?
– На VLADEY выставлялась в числе прочего выразительная линейка молодых художников – именно таких, которые несмотря на молодость заработали себе славу успешным участием в крупных международных проектах и нашумевшими персональными выставками. Именно в эту группу вошел Иван Горшков. Его скульптуру «Слеза врага» (2012, железо, сварка, эмаль, 95х75х60 см), купили всего за 2000 евро, хотя в данном случае для художника важен сам факт результативного участия в самом престижном российском аукционе предметов современного искусства.
– А будет ли Горшков выставляться в Воронеже в ближайшее время? Например, у вас в «Х.Л.А.М.е»?
– На прошлой неделе Иван закончил три скульптуры, одна из которых называется «Даниил Хармс» (182х45х49 см, железо, сварка, эмаль, 2014). В нынешнем году художника ждет целый ряд важных мероприятий и персональных выставок. В «Х.Л.А.М.е» он будет выставляться 5 апреля. Чуть раньше, 29 марта, – в Будапеште в галерее Ханса Кнолля, а в начале июня – в Московском музее современного искусства. Ближе к осени у Ивана будет еще один зарубежный вояж: в августе – работа в Резиденции художников на юге Франции, в сентябре – в Берлине в галерее «Куб» Диля. А потом – снова Воронеж. В октябре галерея «Х.Л.А.М.» экспонирует искусство Ивана Горшкова в Воронежском государственном литературном музее (усадьба Веневитинова). Завершится выставочный год Горшкова в ноябре – в Петербурге в крупной галерее современного искусства Марины Гисич.