Фронт в тылу друзей
Какую память будоражит мемориальный знак, установленный в центре Россоши потомками солдат 8-й Итальянской армии?
Ольга Бренер, 27 июня 2013, 18:26
Вот уже 25 лет итальянцы регулярно приезжают в Россошь на могилы своих дедов и отцов и заново проходят весь путь отступления 8-й Итальянской армии в 1942-1943 годах. «Мы хотим вспомнить о трагических событиях и о тех несчастных мальчиках, которые были отправлены на фронт без их воли из-за игр сумасшедших политиков и которые познакомились с добрым и великодушным народом. Мы здесь для воздаяния почестей», - это из обращения итальянцев к россошанцам.
Хроника пикирующей дружбы
Итальянский электрик Джованни Фонтаниве или Фабио Онибени, бизнесмен и сын альпийского стрелка, наверное, будут очень удивлены горячим разногласиям между двумя их русскими друзьями, живущими в, казалось бы, тихой и уютной Россоши.
Один из этих друзей - известный в городе кровельщик Николай Савченко - шлифовал свое мастерство в Италии. И однажды Джованни с женой два месяца выхаживали Николая у себя дома, когда тот попал на стройке под электроразряд в 20 тысяч вольт. Приезжая в Россошь, Джованни и Фабио гостят у Савченко.
Другой их большой друг – историк, основатель уникального местного музея, почетный гражданин Россоши Алим Морозов. Девятилетним мальчиком он пережил немецкую и итальянскую оккупацию Россоши. А 25 лет назад сумел проложить первые мосты дружбы между местным населением и потомками ветеранов итальянской армии. Сразу после войны эти мосты были надолго разведены.
Двадцать лет назад альпийские стрелки – те самые, отцы которых находились здесь в составе итальянской оккупационной армии - собственноручно и на свои средства построили в центре Россоши детский сад. Это была компенсация за когда-то сожженную школу и за оккупацию вообще. Десять лет назад в сквере имени Кирова, напротив садика, итальянцы установили мемориальный знак в виде шляпы с пером альпийского стрелка с одной стороны и пятиконечной звездой – с другой.
Вот этот памятный знак и стал первым камнем преткновения в разгоревшихся вдруг разногласиях между Николаем Савченко и Алимом Морозовым. Но оказалось, что за межличностным противостоянием протекают куда более бурные процессы внутри самой россошанской общественности.
На этой неделе местное казачество решило написать президенту Ассоциации альпийских стрелков письмо с требованием самим заменить памятный знак в форме альпийской шляпы на какой-нибудь другой, не вызывающий аналогий у местных жителей с итальянскими оккупантами. Ведь в 1942-1943 годах они ходили по Россоши и окрестным селам именно в таких альпийских шляпах.
Дело в шляпе?
- Италия – это любовь моя, там живут мои близкие друзья, но я против таких исторических акцентов в моем родном городе! Если решение о замене памятника не будет принято итальянцами, то мы подадим иск в суд с требованием вообще демонтировать эту шляпу. Этот знак в 2003 году с молчаливого согласия тогдашних районных властей был привезен в Россошь ночью, быстро установлен на рассвете. А днем открытие сопровождалось церемониальным маршем альпийских стрелков под барабанный бой в присутствии военного атташе Посольства Италии в России. Зачем нам в Россоши эти милитаристские марши потомков оккупантов с почестями и возложением венков к своей шляпе? Почему нельзя было провести просто культурное мероприятие с концертом, танцами, а венки возлагать не в центре города к альпийской шляпе, а на могилах погибших здесь солдат? Николай Савченко.- Чтобы как-то уравновесить ситуацию, мы, местные предприниматели и ветераны, решили установить напротив итальянского памятного знака другой мемориал - наш фонтан Победы. Но тогдашний глава муниципального района Гринев не разрешил нам построить фонтан здесь же, в центральном сквере города. Теперь, спустя еще десять лет, итальянцы собираются праздновать в Россоши 20-летие своего садика. И что - опять будет милитаристское построение? – негодовал приехавший в редакцию РИА «Воронеж» Николай Савченко. После чего предложил корреспондентам газеты приехать в Россошь и во всем разобраться самим.
Влезли в историю
– Даже не пытайтесь разобраться! И вообще – не влезали б вы во всю эту историю, а то и вас заклюют, – неожиданно посоветовал нам уже в Россоши председатель районного совета ветеранов войны и труда Петр Выборнов. - Отношение к итальянцам среди наших ветеранов очень разное. Так же, как и они очень по-разному относились в годы войны к местному населению.
И все-таки мы «влезли в историю». Не ради мифической истины, которую, как заверил 80-летний Алим Морозов, искать все равно бесполезно: «Истина только среди тех, кто пережил оккупацию».
Просто оказалось, что 70-летняя история итальянцев в Россоши – это даже не фронт памяти о войне. Это наше все. И, наверное, не только Фабио Онибени и Джованни Фонтаниве, но все полторы тысячи итальянских паломников, регулярно сюда приезжающих, были бы удивлены, какие глубинные местные процессы они вдруг «зацепили».
Вот лишь несколько «зарисовок с натуры», которые РИА «Воронеж» сделало в Россоши.
Фронт памяти
Алим Морозов:
- В местах итальянской оккупации фактов насилия, грабежа, репрессий было значительно меньше по сравнению с теми регионами, которые были оккупированы немецкими и венгерскими войсками. Простые человеческие отношения, которые возникали между итальянскими солдатами и жителями сел и городов Придонья вопреки инструкциям фашистского руководства, были необычным явлением в условиях жестокой войны. Я сам был тому свидетель. Когда в Россошь вступали немцы, все ставни были закрыты, на улице ни души, даже собаки перестали брехать. А когда входили итальянцы, то все высыпали на улицу. Эти их шляпы вызывали у людей насмешку, и в целом население относилось к итальянцам хорошо. Потому что те не утратили свою человечность. К итальянскому памятнику в Россоши много лет приносит цветы русская женщина, которую ребенком итальянский оккупант спас от немецкого – просто выстрелил в немца, когда тот пытался покалечить ребенка. Военные врачи итальянского госпиталя лечили мирное население. Главный хирург Джан Карло Паренти не отказывал никому. Он оперировал ребят, раненых при взрыве гранаты, удалил аппендицит пожилой женщине и даже соглашался посетить больного на дому. И таких случаев полно. Но почему сейчас вся эта кампания разворачивается, аккурат перед приездом большой делегации итальянцев? В конце сентября они собираются вместе с россошанцами отмечать 20-летие открытия детского сада. Сам детский сад – это уже акт покаяния! Люди едут к нам с открытым сердцем, а отдельным политическим силам в Россоши сейчас очень надо разжечь особое общественное мнение. Но приезд итальянцев – это не политический акт, а настоящая народная дипломатия. Этой их шляпе альпийского стрелка больше двухсот лет, я не вижу в ней ничего милитаристского. И вообще - нельзя все сводить к шляпе. Если все, что с такой бережностью и трудом наработано годами, теперь обрушится, как мы будем смотреть в глаза друг другу?
Андрей Донцов, поисковик:
- Очень глупо рассуждать о добрых и злых убийцах. Все они пришли сюда с войной. Во время последних раскопок мы «подняли» останки 207 советских солдат. И – до трех тысяч стреляных гильз в винтовочной ячейке альпийских стрелков. Это ж надо было каждый патрон зарядить в патронник и выстрелить. Ясно, что альпийцы делали это добровольно, над каждым из них немец не стоял. А сколько детей после войны до 70-х годов покалечено на их снарядах? Но сейчас вопрос не к итальянцам – никто не против их паломничества. Вопрос к местной власти и особенно к бывшему главе Владимиру Гриневу, который с итальянцами «задружился» много лет назад и даже стал у них «почетным альпийским стрелком», а району от этого никакой пользы нет до сих пор. За 25 лет нынешних отношений Италия по-прежнему недоступна для простых россошанцев. Один лишь раз фольклорный ансамбль съездил - и все. Остальные поездки совершали только наши чиновники. Что они там делали? Мы этого не знаем. Никаких культурных, образовательных, инвестиционных проектов за 25 лет так и не случилось.
Евдокия Адонкина:
- Я служила в 148-й гвардейской стрелковой дивизии санитаркой. Итальянцы стояли здесь по-над Доном на верхнем берегу. Вода была красной от наших раненых и мертвых солдат. Во время боя я вытаскивала их из реки. Думала, снаряд в одну воронку дважды не попадет, и тащила в эту воронку наших раненых. Только отползла к Дону за другими солдатами, как итальянский снаряд угодил прямо в эту же воронку, где лежали мои раненые! С тех пор, с 18 лет, я поседела.
Любовь Адонкина:
- Их снайперы стояли в селе Филоново Богучарского района на передней линии. А здесь, в Журавке, из хат выходить было опасно: итальянцы стреляли со своих позиций по мирным жителям. А еще помню, как плакал наш уже покойный сосед Николай Павлович Зеленский, который преподавал в техникуме и в медучилище. Вспоминал, как на его глазах итальянцы заставили население выкопать яму, а потом живьем закопали в ней местную молодую учительницу и ее дочку пяти лет. Учительница не захотела принимать у себя итальянца.
Владимир Еничев:
- Когда у нас в Терновке стояли альпийцы, мне было 10 лет. Итальянские солдаты, в отличие от их офицеров-чернорубашечников, были добрыми. Не святыми, как их сейчас некоторые пытаются в Россоши представить, а простыми, милосердными, набожными людьми. Очень похожими на нас, русских. И никаких зверств от них я не припомню. Кормили их в армии скудно, одними макаронами, и они ходили к нам на огороды воровать картошку. Хозяйка как прикрикнет: «Сейчас до коменданта пойду!» - и солдат сразу же уходит. Это в отличие от немцев, которые просто открывали калитку и брали все, что им нужно. И чего теперь нам сводить счеты? Итальянцы, я так понимаю, сейчас стараются искупить свою вину. Поэтому и садик построили. У нас тут сын итальянского оккупанта пришел к одной бабушке, которая на войне своего сына потеряла, долго у нее жил, помогал во всем. Нас, живых очевидцев оккупации, скоро уже не останется. И тогда все больше об этом периоде будут придумывать всяко-разное в угоду чьих-то политических интересов. А правда – она очень сложная. И относиться к ней надо мудрее, чем относятся многие уже сейчас, разжигая в Россоши страсти.
Страсти по Италии
Глава администрации городского поселения города Россошь Юрий Мишанков:
- Эти люди хорошо отдают себе отчет, что их деды и отцы были здесь захватчиками. И сейчас они приезжают сюда, чтобы искупить свою вину, поблагодарить русский народ за то, что большинство их отцов остались живы. Они так и говорят при встрече: «Мы все понимаем, что были оккупантами на вашей земле, это наша боль, и мы с нею живем». Обсуждая сентябрьский визит с ассоциацией альпийских стрелков, мы договорились, что никаких шествий в центре Россоши больше не будет. Мы даже договорились, что от садика к площади Ленина альпийцы просто доедут на автобусах. Никаких возражений ни у кого не было, потому что люди приехали к нам с миром. И даже мессу по своим погибшим они решили теперь служить во дворе детского садика. Но меня удивляет, что так называемые борцы за историческую справедливость, хорошо осведомленные обо всех наших договоренностях, все равно продолжают будоражить общественное мнение. Мне неизвестно, почему прежняя районная власть отказала предпринимателям в строительстве фонтана Победы. Мы - только за! Собирайте деньги и стройте. Но никто пока не строит, потому что отдельным политическим силам в Россоши нужно совсем другое. К счастью, эти настроения у нас не носят массовый характер. Но при большом желании все-таки могут помешать развитию наших добрых отношений с Италией.
Напоследок Юрий Мишанков показал совсем свежие документы. Национальная компания «Интурист», которая уже забронировала на конец сентября номера в гостинице ОАО «Минудобрения» для полутора тысяч итальянских паломников, выражает озабоченность в связи с неожиданным отказом «Минудобрений» в предоставлении обещанных гостиничных мест. Официальная причина отказа – на предприятии сдвинулся график капремонта, и в гостинице будут проживать рабочие. По мнению Юрия Мишанкова, это абсолютно надуманная причина.
К слову, всей социальной и информационной политикой «Минудобрений» сейчас занимается экс-глава Россошанской райадминистрации Владимир Гринев, который лучше остальных понимает, как такой поворот событий может повлиять на репутацию местной власти. А также - на результаты выборов в муниципальный совет Россошанского района, которые пройдут этой же осенью, почти одновременно с местными «страстями по Италии».
- Сентябрьские юбилейные мероприятия связаны с 20-летием открытия в Россоши детского сада «Улыбка», построенного национальной ассоциацией альпийцев (АНА). Расцениваю строительство в 1993 году детского сада как акт примирения воевавших 50 лет назад сторон и факт дружбы народов Италии и России в современный период. В строительстве сада принимали участие как ветераны Второй мировой войны, так и их дети. Факт строительства положительно оценивается как российской, так и международной общественностью, о чем мне неоднократно говорили ученые, военные историки университетов Германии, Венгрии, Словакии и других стран, Сергей Филоненко, ректор ВГПУ, профессор, доктор исторических наук. Коренной россошанецСпустя десять лет в честь юбилея детского сада напротив него в городском парке воздвигнут с согласия городских властей и при их участии памятный знак. На нем начертаны слова: «От трагического прошлого, через дружественное настоящее, к будущему братского сотрудничества». Памятный знак содержит два элемента – звезда, которая крепилась на головной убор красноармейцев, и орлиное перо, которое крепилось на головной убор альпийских стрелков (капелла). Эти знаки конкретизируют текст – между кем было противостояние и кто сейчас дружит. Фетровая шляпа с орлиным пером – это не символ милитаризма, а головной убор, идентифицирующий альпийца более 200 лет. Как, например, медвежьи шапки у шотландских гвардейцев.
Демонтаж памятного знака не разумен, так как с точки зрения здравого смысла невозможно объяснить, почему спустя десятилетие россошанцы вдруг отказываются от начертанного здесь девиза.
О марше альпийцев. С моей точки зрения уместно обсуждение самих юбилейных мероприятий с участием итальянцев. Что это будет - концерт, выступление итальянского хора или что-то другое? Если общественность выступает против формы мероприятия, то это чисто технический вопрос, который организаторы могут решить очень быстро и найти такую форму, которая бы устраивала всех россошанцев.
К вопросу о 8-й итальянской армии в России. Несомненно, данная армия была оккупационной, также как и 2-я венгерская и 2-я немецкая армии, действовавшие в 1942-43 гг. на территории Воронежской области. Несомненно, что «хороших» оккупантов не бывает, и Красная Армия уничтожала оккупантов независимо от того, были это итальянцы в составе пехотных дивизий, состоявших в основном из рабочих, крестьян, мелких торговцев, пастухов, сошедших с итальянских Альп, мобилизованных в армию и направленных на советско-германский фронт помимо их воли, или это были чернорубашечники – фашисты добровольно, из идейных соображений воевавшие против СССР.
В некоторых итальянских пехотных дивизиях число неграмотных и малограмотных составляло свыше 10%. Конечно, итальянские фашисты принимали участие в карательных акциях против мирных советских граждан, оказавшихся на временно оккупированной территории, а некоторые из них впоследствии получили статус военных преступников. Но имели место и факты лояльного отношения итальянских военнослужащих к местному населению. И в силу того, что второго было больше, народная память сохранила молву об этой лояльности.
Если Германия и Венгрия воевали с Красной Армией до мая 1945 года, то Италия, как известно, вышла из войны на стороне Гитлера в сентябре 1943-го. Страна была оккупирована немцами, и в 1943-45 годах итальянцы сами оказались в немецких концлагерях. Они взялись за оружие и воевали в партизанских отрядах, зачастую состоявших из альпийцев, воевавших под Россошью. Интересен девиз, начертанный на знамени одного итальянского партизанского отряда: «Убей десять немцев за одного итальянца, погибшего на Дону». Тем самым итальянцы подчеркивали, что винят в гибели своих товарищей в России Гитлера.
Современные совместные российско-итальянские мероприятия, которые проводятся как в Россоши, так и на территории Воронежской области, должны укреплять дружбу между нашими народами на современном этапе, несмотря на то, что наши народы в годы Великой Отечественной войны оказались по разные стороны баррикад и принимали участие в разных войнах: Красная Армия в справедливой войне за свободу и независимость нашей страны, а итальянская армия в захватнической войне на стороне фашистской Германии. Важно то, что воронежские студенты в 2012 году приехав в Тренто – столицу альпийцев, аплодировали хору итальянских 15-летних школьников, исполнявших на русском языке «Катюшу», тем самым приветствуя гостей-россиян. Очень бы хотелось, чтобы и в Россоши нашли приемлемую для всех форму проведения юбилейных торжеств.