Фотограф Дмитрий Брикман рассказал воронежцам, как запечатлеть город, судьбу и молитву
Участник Платоновского фестиваля провел бесплатный мастер-класс в Доме журналистов.
Софья Успенская, 9 июня 2014, 20:01
В это воскресенье в воронежском музее им. Крамского в рамках Платоновского фестиваля искусств открылась выставка израильского фотографа Дмитрия Брикмана «Иерусалим не просто город». А сегодня Дмитрий Брикман провел для воронежцев бесплатный мамтер-класс «Увидеть увиденное», на котором рассказал, что нужно делать, чтобы найти свою тему, привезти из путешествия интересные фотографии и снять портрет с историей.
– Зачем мы фотографируем? – начал свою лекцию фотограф. – Чтобы понять. Для меня ответ такой. Понять увиденное, увидеть увиденное. Ни одно другое искусство этой возможности не дает – только фотография позволяет остановить момент и попытаться понять его.
На мастер-классе, который длился почти три часа, Дмитрий Брикман на примере своих собственных фотографий показал, как меняется впечатление от изображения в зависимости от точки съемки, деталей, цвета и кадрирования.
Фотограф также поделился конкретными приемами, которые помогают ему сделать выразительный портрет человека («я останавливаюсь и просто смотрю на человека через объектив, жду пока он на меня посмотрит и тогда делаю кадр») или портрет города.
– Лучший способ увидеть город – это идти к нему как чистый лист бумаги. Что первое приходит вам в голову, когда вы слышите, например, «Париж»? Эйфелева башня, Монмартр, Лувр… Все это снято уже миллионы раз с разных точек. И очередное фото Эйфелевой башни не поможет вам передать именно ваше впечатление от города. Любой город лучше исследовать пешком, а не из окна туристического автобуса. Просто остановитесь, не бегите сразу к Эйфелевой башне. Смотрите по сторонам. Вглядывайтесь в детали города – прилавки, таблички, двери… Город складывается из маленьких вещей, – посоветовал Дмитрий Брикман.
Именно этот прием Дмитрий использует при съемках Иерусалима – на его выставке в музее Крамского город словно состоит из десятков мелких деталей: ржавые ключи в лавочке на туристической улице, разноцветные специи на базаре, лучи света, проникающие сквозь оконце храма, записочки, торчащие из Стены плача («Это мое мнение, мое ощущение фотографа, мое отношение к этому городу»). И хотя на этих фотографиях почти нет знаковых зданий и видов Иерусалима, все на них получается живым и объемным, как будто бы зритель сам прошелся по улице древнего города.
По словам фотографа, так получается только если фотограф снимает то, что ему интересно: у Дмитрия для этого есть даже специальное словечко – «камертонит».
– Тему для своей фотографии определить просто. То, что ты любишь – это тема. То, что тебе отвратительно – это тоже тема. Темой не может быть только то, что тебе безразлично.
Дмитрий Брикман, фотограф
Именно поэтому, как рассказал Дмитрий, он не занимается коммерческой съемкой, а на жизнь зарабатывает программированием («Это позиция. Я снимаю только то, что интересно мне самому»).
Снять хорошую фотографию, считает Дмитрий Брикман, способен практически любой – для этого нужно только особым образом настроиться на волну того, что ты хочешь запечатлеть.
– Очень часто я слышу, что люди говорят «Я не вижу» – они имеют в виду, конечно, не слепоту, а умение увидеть момент, – рассказал фотограф. – Я считаю, что такого не может быть. Видеть – это прежде всего уметь настроиться на человека, почувствовать его. Я не верю, что кто-то мне тут скажет, будто неспособен почувствовать человека. Чужого – может быть, но хотя бы близких мы все чувствуем! В фотографии – то же самое. Видеть – это уметь выудить из зрительного ряда точку, за которую можно зацепиться, то, обо что вы спотыкаетесь, то, что вас зацепило. И поэтому нет людей, которые не видят. Лучший способ - это поставить себя на место другого человека. Тогда все заработает.