Фестиваль «Молодой театр» в Воронеже стартовал с классики
Московский РАМТ представил спектакль «Будденброки» по роману Томаса Манна.
Олеся Шпилева, 15 октября 2013, 11:05
Вчера, 14 октября, в Воронеже начался фестиваль «Молодой театр», посвященный 50-летию воронежского ТЮЗа. Открыл фестивальную программу Российский академический молодежный театр со спектаклем «Будденброки», поставленным по одноименному роману Томаса Манна. Произведение, законченное классиком немецкой литературы в 1901 году, показывает постепенную деградацию четырех поколений семейства бюргеров.
– Мне кажется, ни герои, ни ситуации, ни язык «Будденброков» не стали менее современными сегодня, – сказал исполнитель роли сенатора Томаса Будденброка Илья Исаев. – Это серьезная драматическая работа, а театр у нас молодежный, но и молодежь бывает разная. Эта постановка занимает важное место среди других спектаклей РАМТа, как и все спектакли, которые идут у нас на большой сцене. Она очень злободневная.
Для того, чтобы вместить в пространство сцены семисотстраничный роман, режиссер Миндаугас Карбаускис сократил исходный текст в несколько раз. Так, из спектакля исчезли целые сюжетные линии и персонажи книги. Но и в такой форме спектакль получился трехчасовым.
Массивные декорации, напоминающие потолочные балки протестантской кирхи, устанавливали на сцене Воронежского концертного зала вчера, когда актеры еще не приехали – технические работы заняли целый день. Пространство сцены имеет очень символичные границы: слева вроде бы церковь, справа вроде бы столовая в родовом доме, а между ними – любое место, в котором необходимо находиться герою. Минималистичная сценография дает простор воображению: стоит Тони взять чемодан и сделать шаг в сторону, и она уже оказывается в Мюнхене, но входит служанка Ида из родительского дома, и становится ясно – это домашние читают письмо, которое Тони прислала из Мюнхена.
В смеси современных и старинных нарядов в спектакле тоже можно заметить символический подтекст. Дети носят джинсы и кеды, а вырастая, сначала накидывают на плечи пиджак, потом переобуваются в туфли, а под конец оказываются в строгом черном костюме. Это происходит не только по мере взросления, но и по мере превращения в истинных Будденброков. Неспроста в конце спектакля только Христиан по-прежнему одет в джинсы – даже непокорную вначале Тони в итоге перетянуло на сторону бюргерства.
– На гастролях спектакль всегда растет. Фестивальный зритель не привык к нам, у него нет любимчиков, – рассказала исполнительница роли Тони Будденброк Дарья Семенова. – С таким зрителем больше ответственности. Но воронежские зрители прекрасны. Они очень много нам прощали сегодня. При появлении на сцене Грюнлиха смеялись, как никто раньше. И вообще во многих местах реагировали не так, как обычно реагируют наши постоянные зрители.
Среди воронежских зрителей были и непривыкшие к столь долгим спектаклям – после антракта ряды зала поредели. Досидевшие до конца аплодировали москвичам стоя.