Фестиваль «Джазовая провинция» в Воронеже открылся концертом оркестра Олега Лундстрема
Легендарный джаз-бэнд сорвал овации воронежцев.
Софья Успенская, 6 ноября 2013, 11:34
В Воронеже открылся Международный фестиваль «Джазовая провинция» – на четыре дня, с 5 по 8 ноября, столица Черноземья превратится в российскую столицу джаза.
Идея создания передвижного джазового фестиваля, который объединил бы на одной сцене и корифеев мирового джаза, и молодых талантливых исполнителей, зародилась в 1992 году у курского джазового пианиста Леонида Винцкевича. Вдохновило его на это участие в международном фестивале Лайонела Хэмптона, который проходил в небольшом американском городе Москва, штат Айдахо. В течение четырех дней на концертах фестиваля в городке с 25-тысячным населением присутствовало от 7 до 10 тысяч зрителей. Изначально рамки мероприятия ограничивались Курском, но позже оно приобрело статус фестиваля, который путешествует по разным городам: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Воронеж, Тамбов, Липецк, Старый Оскол, Белгород, Орел.
В Воронеже фестиваль открылся легендарным оркестром им. Олега Лундстрема – ансамблем, который занесен в российскую книгу рекордов Гиннеса как самый «долгоиграющий» биг-бенд в мире. Он был основан в 1934 году, когда 9 друзей – молодых музыкантов - решили собрать свой музыкальный коллектив.
За свою 70-летнюю историю оркестр гастролировал с концертами более чем в 9000 городах бывшего СССР и более 1000 городов дальнего зарубежья и сотрудничал с мировыми звездами: вокалистка Дебора Браун (США), вокальный секстет Take 6 (США), аранжировщик и саксофонист Анти Сапилла (Финляндия), пианист Питер Кларк (США), трубач Фредди Хаббард (США), Патрисия Каас (Франция). Среди российских исполнителей осуществляется постоянное сотрудничество с Денисом Мацуевым (фортепиано), Борисом Андриановым (виолончель), Надеждой Токаревой (скрипка). За историю оркестра было выпущено более 50 альбомов с оригинальными произведениями и аранжировками популярных композиций и национальной музыки.
Сейчас его возглавляет пианист, дирижер, музыкант-аранжировщик, композитор Борис Фрумкин. В составе уникального оркестра сегодня играют исполнители с мировыми именами.
– Привозить оркестры такого уровня для Воронежа, конечно, очень дорого, но мы считаем, что на фестивале обязательно должно быть оркестровое звучание, поскольку публику необходимо знакомить с эстетикой такого исполнения, – рассказал накануне организатор «Джазовой провинции» в Воронеже Александр Лукинов.
На концерте в филармонии оркестр просто зажег зал – концерт получился необычайно живым: музыканты сочетали всем известные хиты с малознакомыми широкой публике произведениями и разбавляли все это яркими импровизациями. В результате зрители, которые в самом начале концерта сидели чопорно, как и положено в филармонии, и боялись лишний раз кашлянуть, к концу первого отделения уже аплодировали удачным моментам прямо посреди исполнения, комментировали действия артистов вслух, вскакивали на ноги между композициями и от переизбытка эмоций обнимали соседей.
Вместе с оркестром Олега Лундстрема перед воронежцами выступил американский вокалист русского происхождения Илья Васильев. Несмотря на юный возраст – Илье всего 19 лет – назвать его начинающим музыкантом нельзя: Илья серьезно занимается музыкой с шести лет, выступает на многих известных площадках, участвует в популярных музыкальных шоу, сам сочиняет музыку, а недавно записал свой собственный альбом. Критики пишут о нем, что «трудно найти певца столь юного возраста, который имел бы такой красивый, яркий и глубокий тембр голоса». На сцене воронежской филармонии Илья исполнил несколько хитов, сорвал бурные овации – зрители аплодировали стоя – и на бис подарил слушателям песню Франка Синатры «Мой путь», которая, по отзывам многих зрителей, прозвучала едва ли не лучше, чем у самого Синатры.
Завершила программу первого фестивального дня известная джазовая певица Лера Гехнер с ансамблем тенор-саксофониста Алексея Попова – они презентовали свой новый совместный проект «FLORA & FAUNA». Лера Гехнер покоряет слушателей невероятной энергетикой и неповторимым тембром, а за один концерт успевает перевоплотиться во множество разных образов, добиваясь голосового разнообразия в тембре и диапазоне. Про Алексея Попова критики говорят, что «его фирменное звукоизвлечение – знак того, что можно еще на кого-то быть непохожим, а техника игры переплетается с шикарной мелодичностью».
Впереди воронежцев ждет еще три фестивальных дня. Полную концертную программу «Джазовой провинции-2013» можно найти на сайте фестиваля. Кроме того, фестивальные дни будут насыщены обучающими мероприятиями и творческими встречами, которые можно будет посетить бесплатно.