Эйзенштейн и Малевич. Что увидят воронежцы на Платоновфесте
Обзор выставочной программы грядущего форума.
Олеся Шпилева, 8 апреля 2016, 10:35
Художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков объявил выставочную программу шестого форума на пресс-конференции в четверг, 7 апреля. В программу вошли шесть экспозиций на городских площадках.
С самого первого фестиваля выставочная программа – одна из самых важных составляющих форума искусств.
– Каждый год мы стараемся находить для выставочной программы интересный ракурс и свою особенность. Одна из тем в 2016 году – платоновское время, эпоха начала XX века. Мы обращаемся к этой теме не впервые, и у зрителей она пользуется большим успехом – прошлогодняя выставка Филонова была ярким тому свидетельством . Вторым вектором выставочной программы в этом году станет современное искусство, – рассказал Михаил Бычков.
«Когда я вырасту»
Персональная выставка Владимира Дубосарского
4 июня – 10 июля
Музей имени Крамского, 3 этаж (проспект Революции, 18)
Впервые в истории Платоновского фестиваля одна из выставок разместится на третьем этаже выставочного зала музея имени Крамского. Экспозицию составят работы известного современного художника Владимира Дубосарского. На выставке можно будет увидеть работы 80-х годов, изображающие переосмысленные сюжеты соцреалистической живописи, и картины, созданные Дубосарским в 2013-2015 годах.
– Владимир Дубосарский – один из классиков, патриархов современного искусства, – сказал Михаил Бычков. – В его работах слышна перекличка с так называемым суровым стилем, который был популярен в советском станковом искусстве. В этом есть и платоновская нота.
Сам Владимир Дубосарский, рассказывая об экспозиции, отметил, что эта выставка – взгляд маленького ребенка на большой мир.
– В каком-то смысле мы никогда не вырастем. Мы живем в мире иллюзий: думаем, что когда-то станем умнее и сильнее, но этого не происходит. Мы выросли, но не изменились. Мне казалось, что я прошел достаточно большой путь, а в результате увидел, что я остался практически там же, только с незначительными изменениями, – привели слова художника организаторы.
Петроградский авангард 1915–1925 годов
Живопись и графика из собрания Государственного Русского музея
2 июня – 10 июля
Музей имени Крамского
Одна из самых обширных выставок на шестом Платоновском будет посвящена авангардному искусству начала XX века. В экспозицию войдут более 100 работ, живопись и графика художников, входивших в сообщество «Квартира №5»: Казимира Малевича, Льва Бруни, Натана Альтмана, Владимира Татлина, Николая Тырсы, Петра Митурича, Петра Львова, Святослава Нагубникова, Николая Лапшина, Владимира Лебедева, Николая Купреянова и Алексея Успенского. Экспозиция займет два этажа выставочного зала музея Крамского.
– Русский музей – первый в нашей стране публичный музей искусств и обладатель самых крупных сокровищ. Наши выставки Филонова, советского киноплаката были из его коллекций, – рассказал худрук Платоновфеста. – Выставка Петроградского авангарда не будет сверхмасштабной. Но это будет значительная часть выставки, которую Русский музей готовит для себя и которая откроется там осенью. Мы договорились, что часть работ будет представлена впервые именно в Воронеже.
Незавершенный Эйзенштейн
Стендовая реконструкция замысла фильма «Да здравствует Мексика!»
2 – 14 июня
Арт-центр «Коммуна» (проспект Революции, 39б)
В основе выставки «Незавершенный Эйзенштейн» – незаконченный фильм знаменитого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!». Выставка состоит из 300 кадров фильма «Да здравствует Мексика!» (1930-1932), 40 фотографий рабочих моментов этого фильма, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Это копии рисунков, оригиналы которых хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Экспозицию специально для Платоновского фестиваля создал российский историк кино, один из крупнейших специалистов по творчеству Эйзенштейна, директор «Эйзенштейн-Центра» и главный редактор журнала «Киноведческие записки» Наум Клейман.
Сергей Эйзенштейн отправился снимать фильм «Да здравствует Мексика!» в 1929 году вместе с оператором Александром Тиссэ и режиссером Григорием Александровым. В самый разгар съемок Иосиф Сталин отозвал съемочную группу, а весь отснятый материал остался в Америке, так как права на него принадлежали кинокомпании. Лента попала в СССР почти полвека спустя, когда уже были мертвы Эйзенштейн и Тиссэ. В 1979 году Григорий Александров завершил фильм, восстановив ход съемок и предполагаемый авторский монтаж по написанному в 30-х годах сценарию. В 1998 году сценарист, режиссер и историк кино Олег Ковалов создал еще одну версию фильма – «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия». Оба фильма, а также ретроспектива фильмов Эйзенштейна, документальный фильм о нем «Дом мастера» и картины других режиссеров эпохи раннего звукового кино покажут в «Коммуне».
– Это будет продолжение истории с немым кино, которое пользовалось большим успехом у публики в 2015 году. Но помимо этого мы будем показывать и другое кино в арт-центре, – пообещал Михаил Бычков.
Театр Таирова и Коонен
Эскизы костюмов и декораций, реконструкции костюмов, макеты спектаклей, афиши и фотографии Московского Камерного театра из собрания Театрального музея имени Бахрушина
2 – 30 июня
Выставочный зал Союза художников (улица Кирова, 8)
Специально для Платоновского фестиваля Театральный музей имени Бахрушина создал выставку, посвященную знаменитому Московскому Камерному театру и двум его создателям – режиссеру Александру Таирову и актрисе Алисе Коонен. В экспозицию войдут более 70 подлинных предметов из коллекции музея: макеты декораций и персонажей (куклы), реконструкции костюмов, эскизы костюмов и декораций театра.
– Сегодня имя Таирова стоит в одном ряду со Станиславским, Мейерхольдом, Вахтанговым и Немировичем-Данченко – это первая пятерка русского режиссерства ХХ века. Выражение «Камерный театр» вошло в употребление именно тогда, с подачи Таирова, он изобрел этот формат. Я, придумывая Воронежский камерный театр, во многом ориентировался на Таирова, на его идеи. Сейчас в историческом здании Московского Камерного театра располагается Московский театр имени Пушкина. На здании в нескольких метрах от театра висит табличка, что в этом доме жили Платонов, Мандельштам. Так что эта история знаковая для Воронежа, – отметил Михаил Бычков.
Inverso Mundus / Перевернутый мир
Видеоинсталляция группы AES+F
2 – 14 июня
Арт-центр «Коммуна»
Группа современных российских художников AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) создала видеоинсталляцию на популярную в Средневековье и эпоху Возрождения тему «перевернутого мира» – переосмысления и переворачивания с ног на голову традиционных ценностей.
Ролик длительностью 39 минут будут транслировать в отдельном помещении арт-центра «Коммуна».
– Это очень красивый, сложный, прихотливый видеоряд, увидев который можно пережить некие совершенно новые ощущения. Выставка прежде всего адресована молодым людям – основной аудитории арт-центра, – подчеркнул Михаил Бычков.
Практики взросления. Александр Шишкин-Хокусай
Тотальная инсталляция
2 – 14 июня
Арт-центр «Коммуна»
Тотальная инсталляция популярного современного художника Александра Шишкина-Хокусая «Практики взросления» состоит из десятков фигур, вырезанных из дерева и расписанных вручную. Экспозиция, по словам самого художника, исследует «ритуальность передачи знаний».
Александр Шишкин (Хокусай – часть творческого псевдонима автора) – частый соавтор театральных режиссеров Юрия Бутусова и Андрея Могучего. В частности, Шишкин – художник спектакля БДТ «Пьяные», который вошел в программу Платоновского фестиваля в 2016 году.
Михаил Бычков отметил, что выставочная программа, возможно, будет дополнена еще несколькими событиями, о которых станет известно позднее.
– Конечно, мы бы хотели устроить какую-нибудь небольшую хорошую выставку и в галерее Камерного театра, но пока не готовы объявить, будет ли там что-то, – сказал худрук Платоновского.