Еще раз в первый класс. Как воронежским родителям помочь детям адаптироваться в школе

Психолог – о режиме дня, отношениях с учителем и самостоятельности

Инна Шульгина, 25 августа 2022, 10:35

из архива

В 2022 году в школы Воронежской области пойдут более 25 тыс. первоклассников. Психолог Наталия Дашкова рассказала о том, как помочь ребенку позитивно настроиться на новый этап в жизни, легко адаптироваться в классе, а также о подготовке к школе самих родителей – ведь не секрет, что появление школьника в семье меняет образ жизни всех ее членов. О том, как максимально мягко и безболезненно вступить в школьную жизнь, – в материале РИА «Воронеж».

О режиме

Еще в период посещения ребенком детского сада он включается в систему, где и завтрак, и занятия, и прогулка, и дневной сон, и игры с ровесниками образуют некий цикл. Этот круговорот событий дает возможность понимать, предугадывать то, что произойдет. Малыш знает, что после сна будет полдник, после – прогулка, потом родители придут за ним. А дома будет ужин, игры, беседа с папой, поход в ванную, сказка перед сном, которую расскажет мама.
Этот привычный ход вещей обеспечивает ребенку психологическую защиту, безопасность, спокойствие, выстраивает дисциплину (ощущение внутренних часов).

Четкость режима, время сна и бодрствования, баланса учебы и активности – залог позитивной адаптации к новым условиям жизни первоклассника. Если у взрослых нет четкого расписания, то и детям будет сложно: столкновение с ответственностью и строгими правилами могут негативно отразиться на их здоровье и успеваемости. Беспечность родителей по поводу того, что шести-семилетний ребенок не гуляет, мало двигается, проводит все свободное время у монитора/экрана, поздно засыпает и трудно встает по утрам, настораживает. Тут без коррекции поведения взрослых не обойтись.

Не смогли привить малышу самостоятельность, интерес к реальной жизни (чтение, игры, прогулки, спорт, творчество)? Учитель тем более не сможет развить и закрепить эти навыки. А требования образовательной системы никто не отменял.

О психологическом настрое

Михаил Кирьянов (из архива)

От мамы с папой зависит очень многое. Их незажившие школьные травмы (если они были) волей-неволей могут отразиться на восприятии дочкой или сыном будущих взаимоотношений с учителями или сверстниками.

Бывает, что малыш заранее не хочет идти в школу из-за гиперопеки и муштры: пиши, переписывай! Если от детей требуют только хорошей успеваемости, им становится скучно, мотивация теряется. Здесь поможет смещение вектора внимания на новый статус взрослого человека, статус ученика. А это очень важно и значимо для вчерашнего дошколенка. Для закрепления этой идеи было бы здорово дать маленькому человеку возможность выбрать канцтовары, одежду, предметы нового школьного обихода. Есть недорогие супермаркеты, где можно купить, что хочется. Да, выбор может оказаться не тем, что ожидают мама и папа, но это решение ребенка. Так он учится брать на себя ответственность.

Часто, чтобы поддержать первоклассника, родители делают с ним домашнее задание. Нельзя, чтобы это вошло в привычку, так мы лишаем ребенка самостоятельности.

Об отношениях с учителем

Андрей Архипов (из архива)

Важно, чтобы дома в адрес учителя не звучал негатив. Не обсуждайте поведение, ошибки педагога с ребенком или при ребенке. Не довольны чем-то? Идите и говорите это ему напрямую, но не лицемерьте. Ведь ваше поведение – пример того, как завтра сын/дочь может поступить с вами.

Каким бы ни был педагог, у него есть опыт и знания, он выстраивает атмосферу внутри класса, дисциплину: очень сложно управлять тридцатью первоклашками. А без уважения к личности учителя невозможно построить учебный процесс. Да, бывают несправедливости, например: «Она меня не спросила» или «Она снизила оценку». Здесь нужно иметь мудрую, гибкую позицию, проговорить ситуацию с ребенком. Не уходить в обиду, не искать виноватых, а помочь малышу спокойно решить проблему.

Если между родителями и учителями есть деловые отношения, нацеленные на общее дело, все будет хорошо. Выбирая педагога, обратите внимание на тех, которые одновременно и требовательны и в то же время, любят и понимают детей.

О буллинге

unplash.com

Школа – это подготовка ко взрослой жизни, где пригодятся не только знания, но и умение контактировать с одноклассниками, способы реагирования и взаимодействия. Бывают разные ситуации, но если мы заранее готовимся к буллингу – это ненормально. Когда в семье отношения гармоничны, ребенок не похож на запуганного зайчика. У него искорки в глазах – такого не затравишь. Он сам за себя постоять сумеет. Если дома малыши видели сцены насилия, то для таких «зайчиков» в классе одни только «волки», «лисы» и «медведи». И как ему проявить себя храбрецом в диком лесу? Часто подобные проблемы проявляются еще в садике, а школа их обостряет. Поэтому очень важно не бояться проблем, а решать их. На то вы и родители, любящие, мудрые, опытные.

Как помочь ребенку, идущему в первый класс? Сотрудничать с учителем, родителями других детей, не проявлять агрессию, проявлять терпение. Здорово, если мамы и папы нацелены на дружбу между собой, это хороший пример для подрастающего поколения. Тогда дети тоже хотят создать веселый, дружный коллектив.

О подготовке к школе летом

Михаил Кирьянов (из архива)

Летом задача детей – отдыхать, гулять. У детей средней школы учеба забирает много сил, и готовиться к ней еще и летом – это просто кошмар. Достаточно заданий учителей, читательского дневника, внеклассного чтения. Загружать во время отдыха – нецелесообразно. Важно постараться организовать для детей полноценный активный летний отдых.

О нежелании ребенка возвращаться в школу

из архива

Зря мы думаем, что дети не хотят учиться, – хотят. И скучают друг по дружке, радуются встрече. А если ребенок не хочет возвращаться, то, возможно, у него конфликт с учителем или одноклассниками. Часто родители пытаются своими методами решить этот вопрос, но они смотрят на ситуацию субъективно, переносят на ребенка свой опыт. Или излишне драматизируют.

Также бывают ситуации, когда семья пережила переезд, ребенок идет в новую школу. Если родителям тяжело на новом месте, то ребенок слышит тревогу в их голосе и уже настороженно относится к детям в школе. Но новичков любят, они интересны, с ними хотят познакомиться. Ребенка представляет учитель, есть игры для сплочения класса. Здесь вся надежда на адекватность педагога и поддержку родителей.

Школа со своими правилами входит в жизнь семьи прочно и надолго. И тут без помощи родителей не обойтись – кто-то меняет работу, кто-то уходит на удаленку, подстраивает график, берет отпуск без содержания, нанимает няню. Здорово, если мама, папа, бабушки и дедушки умеют договариваться между собой, идти на конструктивный диалог. Это залог того, что первоклассник, впитавший семейные традиции, сможет без слез и конфликтов войти в коллектив, найти друзей, справиться с новыми обязанностями.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.