Эркен Кагаров: «В России с дизайном все плохо, а в Воронеже – получше»
Арт-директор ведущей дизайн-студии страны прочел лекцию в нашем городе.
Софья Успенская, 8 июня 2013, 11:28
В Воронеже открылась Книжная ярмарка Платоновского фестиваля. Помимо новых книг от полусотни российских издательств, в этом году организаторы фестиваля подготовили большую программу лекций от известных спикеров. Уже провели свои встречи поэтесса Вера Павлова, шрифтовой дизайнер Юрий Гордон, писательница Марина Москвина. В течение выходных с воронежскими читателями еще пообщаются Дмитрий Быков, Евгений Гришковец, Павел Басинский.
Арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров в Воронеж приезжает уже второй раз. В марте он уже приезжал в наш город на Design Weekend и рассказывал про умные способы борьбы с вандализмом и о том, как картинки и стихи мешают ломать мебель. По словам Кагарова, в Воронеже с дизайном все не так плохо.
– С дизайном у нас плохо по всей стране, а в Воронеже где-то местами может быть даже чуть лучше. Во-первых, меня очень порадовало большое количество деревьев на улицах, потому что во многих городах деревья срубили и стали видны вывески, которыми все увешано, а здесь как-то все поприятнее. И вообще кстати город меня поразил в прошлый раз: когда я приехал, выпал, наверное, последний снег, но он был свежий, чистый, и был район такой холмистый, где частные дома, не помню, как называется, и там была просто замечательная графика – черные стволы деревьев, белый свежайший снег… И в центре мне показалось, что город похож одновременно на какой-то приморский город, и в то же время на Петербург – такое немного странное сочетание, но очень живое. А с дизайном – ну примерно так же. Я думаю, что все меняется, я помню, какой дизайн в России был в среднем в 1995 году, он, на мой взгляд, значительно улучшился, но для того, чтобы стать в среднем хорошим, ему надо измениться еще много-много раз. Но я говорю о том, что вижу, и это действительно заслуга вашего города. Эркен КагаровВечером в Книжном клубе «Петровский» Эркен Кагаров прочел лекцию «Теория большого взрыва, или Как бороться с энтропией», посвященную вопросам дизайна, физики, литературы, бизнеса и их взаимосвязи. Воронежцы стали первыми, кто услышал эту лекцию, поэтому спикер заранее предупредил, что может ошибаться и забывать, зачем в ставил в презентацию очередной слайд. В своей лекции Эркен говорил о том, каким образом законы физики действуют в искусстве вообще и в дизайне в частности.
– Вот, например, закон о том, что энергию порождает разница каких-то потенциалов, – объяснял лектор. – Я надеюсь, что физиков тут в зале нет и никто со мной спорить не будет. Я вообще в школе плохо учился, поэтому в терминах могу ошибаться. Но вообще это универсальный принцип. Допустим, ситуация «верхи не могут, низы не хотят», когда разница в уровне жизни или образовании вызывает протест и рождает революционную ситуацию. И тема увеличения диапазона, повышения контрастности для получения энергии, она используется не только в физике. Вот, например, французские фильмы, где Жерар Депардье всегда такой мужчина, а Пьер Ришар такой смешной. Если бы Пьера Ришара снимать в паре с каким-то другим актером, похожим на него, то это не было бы так смешно, а тут все построено именно на контрасте.
По словам лектора, эти контрасты в меньшей степени использовались в классическом искусстве, в более «экологичной» среде, и становятся все больше востребованы сейчас:
– Классической искусство строится не на контрастах, а на нюансах, гармонических сочетаниях. Вот у меня обложка книжки про Робинзона Крузо, изданной в XVIII веке: тогда хорошим тоном считалось, чтобы плотность текста и иллюстрации была примерно одинаковой. Все по центру, гармонично. Некоторые до сих пор так делают. Но это уже не работает. Искусство модернизма уже более контрастно – но это контраст по отношению к носителю, контрастность шрифта или иллюстрации по отношению к бумаге, допустим. А искусство постмодернизма опять изменило модель, и здесь уже появляется контраст в отношении к контексту. Идет экспансия контраста. В экологически чистой среде XVIII века достаточно было что-то написать, и это уже привлекало внимание. Сейчас на нас давит такой огромный поток визуальных смыслов, что неконтрастное, неэнергичное изображение уже вряд ли кто-то заметит.
Эркен Кагаров — арт-директор Студии Артемия Лебедева, один из самых известных российских дизайнеров. Основатель и креативный директор брендинговой компании «Imadesign» (с 1994 по 2011) и бывший худрук Пермского центра Развития дизайна. Проводит лекции и мастер-классы для дизайнеров в разных городах, в частности, в Ярославле, Пензе и Москве. Какое-то время жил в Европе и изучал ее городскую среду и то, как может быть оформлено городское пространство.
Это уже не первый приезд Эркена Кагарова в Воронеж.