Экстремальные прогулки по Воронежу на инвалидной коляске

Корреспондент РИА «Воронеж» вместе с колясочником проверили, насколько город доступен для инвалидов.

Ольга Бренер, 17 мая 2013, 11:19

Михаил Кирьянов

Люди у порога

Чтобы оценить доступность Воронежа для человека с ограниченными возможностями, корреспондент РИА «Воронеж» вышел в город вместе с Петром Шатиловым, который уже много лет отстаивает права таких же, как он, колясочников на полноценную жизнь в родном городе.

Сначала мы прошли-проехали в районе улиц Чапаева и Грамши – довольно востребованное место у многих воронежских колясочников, которые проживают здесь неподалеку в геронтологическом центре.

- Раньше подъезд к этим киоскам был для меня доступным, и я покупал здесь продукты или газеты, - рассказывает Петр Владимирович. – Теперь перед киосками сделали площадку – выложили плитку, огородили ее бордюрами, и мне сюда уже не заехать.

Точно так же оказался «благоустроен» еще один ближайший мини-рынок на улице Моисеева. Теперь он со всех сторон обложен бордюрным камнем. Из-за этих непреодолимых бордюров на каждом шагу воронежские колясочники, рискуя жизнью, вынуждены передвигаться по проезжей части города рядом с машинами. Местные тротуары для инвалидных колясок не приспособлены.

Найти безбарьерный заезд с дороги не только на мини-рынок, но и к любому другому нужному учреждению оказалось не так-то просто. Например, за Домом офицеров мы не обнаружили ни одного беспрепятственного пути для человека на коляске в офисы Теле-2, Мегафон, Билайн.

- Еще недавно я свободно заезжал сюда по своим делам с улицы Комиссаржевской. Но теперь и здесь выложили бордюры. Кстати, лет 20 назад пешеходная часть города, как правило, была просто покрыта ровным асфальтом. Теперь везде положили этот бордюрный камень. Но хватит уже так «благоустраивать» город и «заземлять» бешеные деньги! Ведь все было более-менее хорошо, 

Петр Шатилов

Тест-драйв на панудсе

Дом быта возле Цирка. Раньше Петр Владимирович часто заезжал сюда по всякой насущной мелочи: сдавал в ремонт сотовый телефон, заказывал очки в отделе «Оптика». Теперь при входе обустроен узкий стеклянный тамбур с порогом, и на коляске сюда уже не въедешь.

По соседству в здании Ленинской управы пандус есть, но построен под очень крутым углом. Если колясочник даже и ухитрится подняться по такой «американской горке», то на вершине его ждет очередная «засада» - к входным дверям развернуться невозможно. Кроме того, перед входом теперь появилась приподнятая площадка, которую инвалиду без посторонней помощи тоже не одолеть. Вообще подобная ситуация оказалась не единичным случаем, а целой системой «безбарьерной среды» по-воронежски: там, где обустроен пандус и, казалось бы, проезд свободен, человека на коляске непременно ждет какое-нибудь другое препятствие. В результате к цели ему все равно не добраться.

От цирка возвращаемся назад к перекресту Чапаева и Грамши. Поликлиника № 8. Здесь перед входом - просторный, с мягким наклоном пандус. Поднимаемся по нему на крыльцо. И снова оказываемся в ловушке. В дверях – порожек. Петр Владимирович пытается взять его с разгону. Но тут же сталкивается с новым препятствием – вход в вестибюль поликлиники открыт лишь наполовину, одной дверной створкой. Человек пройдет – коляска не проедет. Чтобы все-таки попасть в поликлинику, надо попросить кого-нибудь изнутри открыть вторую половину двери. Но верхний шпингалет оказался недосягаем даже человеку с хорошим ростом. Попросить помощи больше было не у кого.

- Бывает еще хуже. Заезд на пандусе в одну сторону, а входная дверь открывается в противоположную, и попасть внутрь все равно невозможно.

На всем нашем пути мы не встретили ни одной аптеки, ни одного почтового отделения с пандусом. Чтобы купить лекарства, Петр Владимирович вынужден добираться от Грамши до Девицкого выезда – здесь есть чуть ли не единственная аптека в городе, куда человек на коляске может заехать беспрепятственно.

Главный вывод нашего «тест-драйва»: облагораживая улицы и кварталы приподнятыми площадками, бордюрами и даже пандусами, власть продемонстрировала, что людей на колясках для нее не существует.

- При вводе в строй любого городского объекта или просто пандуса хорошо бы чиновников и членов приемной комиссии усадить в инвалидные коляски, и пусть они на себе испытают свою «безбарьерную среду»,  Петр Шатилов

Бордюр преткновения

Справедливости ради стоит отметить, что большая часть воронежских гипермаркетов со всеми их внутренними офисами, и аптеками в том числе, все-таки сейчас хорошо обустроены для людей с ограниченными возможностями.

- Я часто бываю с дочкой в торговом центре «Солнечный рай» возле цирка, - рассказывает РИА «Воронеж» 25-летняя Ольга Тимофеева, которая восемь лет назад после ДТП оказалась в инвалидном кресле. – Мы здесь покупаем что-нибудь из вещей, а потом заезжаем в кафе на втором этаже выпить чаю. Также беспрепятственно можно попасть в «Галерею Чижова», во все магазины «Магнит». Но вот просто прогуляться по городу – большая проблема. Нормальных пандусов с хорошим углом наклона в Воронеже - единицы. Мы не можем попасть в большинство воронежских храмов. Перед Пасхой хотели с дочкой побывать в Благовещенском соборе - на коляске это оказалось невозможно. Направились в парк «Орленок» по соседству. Но и туда не заехать на коляске: везде выложены бордюры!

Вы заметили, что людей на колясках не так часто встретишь в Воронеже? – продолжает Ольга. - Просто у нас не так много возможностей выбраться в город. А ведь нам тоже хочется пойти в библиотеку или в театр. На спектакль в нашем оперном театре меня завозили два парня – там из холла в коридор, ведущий в зрительный зал, сделан очень крутой пандус. В одиночку его не одолеть – рискуешь скатиться назад, опрокинуться и удариться головой.

Трамвай «Желание»

- Нам очень хотелось увидеть салют 9 мая. Но выбраться в центр с Юго-запада теперь невозможно, - говорит 52-летняя Надежда Воскресенская. – Два года назад в нашем районе появился один троллейбус с пандусом. Помню, как мы все обрадовались – ведь теперь можно ездить в центр! Но потом этот троллейбус «перевезли» на Левый берег. По центру еще ходит 64-й маршрут с пандусом до Сити-парка «Град». Но для нас он тоже недоступен. И ведь здесь не надо никаких больших денег – только грамотное перераспределение общественного транспорта по городу и понимание наших проблем. Мы готовы сами за себя везде платить, готовы жить полноценной общественной жизнью – лишь бы сам город от нас не отгораживался.

Надежда Николаевна вспоминает, как иронию судьбы: люди на колясках собрались на прием в Управу Советского района, чтобы договориться о строительстве пандуса в филиале 7-й поликлиники. Но оказались перед крутым порогом в саму Управу. А специальные подъемные рельсы на крыльцо для инвалидных колясок здесь не приспособлены.

- Общество так называемых здоровых людей считает, что находится под неким тяжелым бременем долга перед нами, инвалидами, - добавляет студентка ВИВТа Ольга Тимофеева.– Но нам никто ничего не должен, мы вполне самостоятельные люди! Все, что нам нужно от государства – это лишь создать условия для полноценной жизни, когда мы могли бы сами приносить пользу обществу.

МНЕНИЕ

Вице-президент регионального фонда социальной поддержки реабилитации инвалидов «Жизнь», депутат областной Думы Анна Царалунга:

- Да, вопросов по барьерной среде в нашем регионе еще очень много. И по отдыху инвалидов, и по санаторно-курортному лечению, и по техническому обеспечению. Например – как вообще не допускать к тендеру поставщиков дешевого, но очень некачественного оборудования и медтехники для людей с ограниченными возможностями? По закону, не допускать мы их не можем, и именно эти поставщики из-за своих низких цен выигрывают тендер. А потом у коляски отваливаются колеса, или из строя выходит слуховой аппарат.

И все-таки за последние годы проблемы стали решаться. Людей с ограниченными возможностями теперь охотнее принимают на работу, потому что работодатели стали получать дополнительное финансирование из областного бюджета за сотрудника-инвалида и за обустройство его рабочего места. В воронежских вузах для таких людей вводится дистанционное обучение. Уже три года подряд наши ребята, в том числе колясочники, участвуют в Кроссе нации. Это не только преодоление себя. Это преодоление стереотипа в сознании каждого из нас.  

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.