Эксперты высказались о несанкционированной акции в Воронеже
Участие в незаконном митинге приняли около 300 человек
Андрей Филоненко, 31 января 2021, 17:32
В Воронеже 31 января прошла вторая несогласованная акция в
поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. Участников мероприятия
оказалось гораздо меньше, чем неделей ранее – по разным оценкам, от 200 до 300
человек.
На тему прошедшего митинга журналисты РИА «Воронеж» попросили высказаться
экспертов.
Роман Савенков, кандидат политических наук, модератор Воронежского клуба политологов:
– Я не обратил внимания, что идут какие-то столкновения. Совершенно четко видно, что количество участников сегодня значительно меньше, чем в прошлую субботу, на акции 23 января. Это означает, что граждане услышали призыв не участвовать в незаконных мероприятиях. Окончательные выводы делать рано, но по той информации, которая у меня есть на данный момент, столкновений с полицией нет. То же и в других городах.
Однако само по себе участие в мероприятии, которое не было согласовано с муниципальными властями, а значит, нет гарантии, что будет обеспечена безопасность всех участников мероприятия, – это тоже противоправное деяние. И оно будет оформляться. Видимо, на этом основании происходят задержания. То, что я вижу в интернете, говорит, что подростков меньше.
Есть каналы, которые позволяют выражать свою позицию в соответствии с законом и делать ее более конструктивной. Я имею в виду подачу уведомления, получение согласия на митинг. По процедуре власти могут ничего не отвечать, они примут к сведению, что будет проходить такая акция. Граждане имеют такое право и должны информировать муниципальные власти, что они планируют проведение мероприятия. Для этого в городе есть гайд-парки. Участие в несанкционированных мероприятиях всегда провоцирует на столкновения, и надо быть готовым, что власти будут действовать по всей строгости закона, со всеми правовыми возможностями, которые у них имеются. Может, кто-то уверен, что участвует в мирной акции, прогулке и имеет на это право, но большое скопление людей в центре города, если не проведено по соответствующей процедуре, – это нарушение закона.
Владимир Белоножкин, руководитель
аппарата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области:
– Можно сказать, что количество людей намного меньше, чего и следовало ожидать. В принципе, превентивные меры по перекрытию движения, наверное, правильные были, но, с другой стороны, как и ожидалось, создали проблемы для остального населения, которое на транспорте движется в воскресный день, – пробки и все с этим связанное. Каких-то данных по сильному противостоянию между правоохранителями и участниками акции пока не получено. Интенсивность сегодняшней акции гораздо ниже по сравнению с той, что была в прошлую субботу.
По поводу самой акции – все то же самое. Ничем не отличается от предыдущей. Мы разместили на своем сайте разъяснения, правовые аспекты организации акций, действий полиции, как раз для потенциальных участников и всех желающих.
Татьяна Зражевская, уполномоченный по правам человека в Воронежской области:
– Несогласованные митинги – это нарушение права. Наша власть в последнюю неделю сработала достаточно хорошо: до горожан донесли, что прошлый митинг не был санкционирован, люди не подчинялись требованиям полиции и нарушали закон. Если мы хотим говорить о правах человека, то, конечно, люди должны подчиняться праву, а не размышлять в ключе: «Сегодня у меня право такое, а завтра – какое-то особенное».
На сегодняшней акции мы видим гораздо более низкую активность.
Нужно сказать спасибо нашему образованию. Учителя проводили разъяснительную работу в классах, ведь втягивание детей в такие мероприятия – тоже нарушение. Надо и дальше стараться разъяснять людям, что, выходя на подобные митинги, они не за свои права борются, а чаще не имеют представления о том, что поддерживают.
Из того, что мне известно, полиция действовала грамотно. Если есть факт неподчинения требованиям полиции, правоохранители действовали в рамках административного права.
Валерий Черников, директор Ресурсного центра некоммерческих организаций Воронежской области.
– На самом деле мы прекрасно понимаем, что предыдущий год, да и этот, начался с периода самоизоляции либо ограничений, которые сохраняются на сегодняшний день. Поэтому в течение года не проводились массовые мероприятия. Естественно, исходя из этого, можно предположить, что любой повод, какой бы ни создали для молодежи, чтобы собраться в массовом порядке, он бы прошел. Условно говоря, если бы дали клич о предоставлении свободного воздушного пространства для Бэтмена, то народу собралось бы больше. Поэтому здесь вывод один. То, что с молодежью работать надо – это однозначно. Надо учить молодежь отделять зерна от плевел, я имею в виду интернет-пространство. Очень много фейков, очень сложно разобраться в этом. Поэтому молодежь в первую очередь надо научить разбираться в интернет-пространстве. Чтобы они могли отделять и понимать, где какой сайт и какая группа, что для чего делается и т. д. Ну и, помимо этого, надо больше проводить различных массовых мероприятий для молодежи, где бы люди могли раскрыться, познакомиться друг с другом. Надо вовлекать молодежь в различные социальные инициативы, чтобы учились реализовывать проекты и создавать важные и нужные сообщества. В Воронеже таких проектов много, от локальных до масштабных. Этим занимается и департамент образования, и сотни некоммерческих организаций, действуют сотни волонтерских групп в Воронежской области. Молодежь может при желании найти то дело, которое будет по душе.
Если сравнивать с другими городами и тем, что происходило на постсоветском пространстве последние годы, то можно отметить, что наши правоохранительные органы вели себя достаточно корректно и грамотно. Мы понимаем, что в этой ситуации необходимо в первую очередь отсечь провокаторов, что, собственно говоря, правоохранительные органы и делали.
Ирина Попова, уполномоченный по правам
ребенка в Воронежской области:
– В этот раз на несанкционированном митинге было в разы меньше присутствующих, и детей среди них я не увидела. Дала результаты профилактическая работа, которая проводилась в образовательных организациях с родителями и детьми. Это очень радует. Конечно, мы понимаем, что надо учить детей отстаивать свои права, выражать свою позицию, но делать это нужно в рамках закона. Мы подключали много каналов, чтобы довести эту информацию до сведения родителей и детей, объясняли, какие последствия могут быть для участвующих в несанкционированном мероприятии. Прежде всего – административная ответственность. Нельзя забывать и про угрозу жизни и здоровью, ведь толпа может быть непредсказуемой.
Думаю, свою роль сыграла и организация досуга детей. В прошлый раз, на мой взгляд, было чистое любопытство. Люди устали от ограничительных мер, им хотелось какой-то свободы. Молодежь вышла на это мероприятие чисто потусоваться, потому что соскучилась по непосредственному общению. Посмотреть, пообщаться друг с другом воочию.