Эксперты в сфере культуры: «Воронежские культурные учреждения существуют сами для себя»

Участники дискуссии вокруг доклада «Воронежский пульс» разошлись во взглядах на репертуарную политику региональных театров.

Павел Горячев, 17 сентября 2013, 21:14

Софья Успенская

Руководитель авторской группы доклада «Воронежский пульс» Эдуард Бояков в ходе обсуждения документа в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета обвинил некоторые местные учреждения культуры в отсутствии коммуникации со зрителями и оторванности от современных культурных реалий.

Представляя доклад «Воронежский пульс» общественности, Эдуард Бояков привел качестве примера потери контакта с аудиторией политику Воронежской филармонии и Театра оперы и балета.

– Наши культурные учреждения существуют сами для себя. Статистика, которую они предоставляют, сомнительна. Коммуникации со зрителем просто нет, – отметил ректор Воронежской академии искусств.

Он продемонстрировал собравшимся размещенный в сети Интернет видеоролик об ансамбле народной песни «Воронежские девчата», выполненный в устаревшей и претенциозной манере.

– Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Фольклор сегодня актуален. Но откуда взяться молодой публике на таких выступлениях? Мы живем в России, в которой зритель свободен как никогда. Можно идти в Оперный театр, а можно – в «Спартак» на «Метрополитен опера». Это выбор, который мы делаем каждый день. Но когда мы смотрим такие видео – выбор становится очевиден. Мы пойдем в лучшем случае на «Метрополитен опера», в худшем – в не самый симпатичный ресторан, Эдуард Бояков, руководитель авторского коллектива доклада «Воронежский пульс».

Его поддержал музыкальный критик, продюсер и издатель Алексей Трифонов, автор раздела «Академическая музыка» в докладе группы Боякова:

– Как вы думаете, сколько камерных или сольных концертов предлагает филармония воронежской публике? – обратился он к участникам дискуссии и тут же ответил. – Ни одного. Нет в репертуаре второй половины XX века и всей музыки, что была до Моцарта. Это относится и к филармонии, и к оперному театру. Есть несколько главных проблем. Первое: нет инфраструктуры. Нет качественных залов, нет инструментария. Есть много домов культуры, где нет рояля. Есть проблема кадров. Филармония нуждается во внятном руководстве. А ситуация в оперном и вовсе близка к катастрофической. Кроме того, нет работы с аудиторией. Учреждения культуры не пытаются привлечь новую аудиторию, удовлетворяя потребности той, что есть. Эта аудитория – бюджетники пенсионного и предпенсионного возраста. А работы с молодежью нет.

В том же ключе высказался и литератор и публицист Марк Берколайко.

– Последние 10 лет я не хожу ни в оперный, ни в филармонию. Оркестр оценивается прежде всего по деревянным и духовым инструментам. Никакая реклама по завлечению публики не будет действенна, если духовые оперного и филармонии будут на том же катастрофическом уровне.

Директор Театра оперы и балета Игорь Непомнящий дал резкую отповедь авторам «Воронежского пульса» и обвинил их в разрушении культуры региона.

– Я не знаю, кто такой Трифонов. А меня знают все. То, что написано в докладе, – вранье и подтасовка. Вы направили свою деятельность на подрыв культурного наследия области.

Доклад «Воронежский пульс» стал итогом масштабного исследования различных сфер культуры Воронежской области, начавшегося в начале 2013 года. Общественная дискуссия в бизнес-инкубаторе ВГАСУ – первый шаг к его доработке с учетом мнения воронежской аудитории. По словам Эдуарда Боякова, окончательная версия доклада будет готова через месяц.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.