Эксперты в сфере культуры: «Воронежские культурные учреждения существуют сами для себя»
Участники дискуссии вокруг доклада «Воронежский пульс» разошлись во взглядах на репертуарную политику региональных театров.
Павел Горячев, 17 сентября 2013, 21:14
Руководитель авторской группы доклада «Воронежский пульс» Эдуард Бояков в ходе обсуждения документа в бизнес-инкубаторе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета обвинил некоторые местные учреждения культуры в отсутствии коммуникации со зрителями и оторванности от современных культурных реалий.
Представляя доклад «Воронежский пульс» общественности, Эдуард Бояков привел качестве примера потери контакта с аудиторией политику Воронежской филармонии и Театра оперы и балета.
– Наши культурные учреждения существуют сами для себя. Статистика, которую они предоставляют, сомнительна. Коммуникации со зрителем просто нет, – отметил ректор Воронежской академии искусств.
Он продемонстрировал собравшимся размещенный в сети Интернет видеоролик об ансамбле народной песни «Воронежские девчата», выполненный в устаревшей и претенциозной манере.
– Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Фольклор сегодня актуален. Но откуда взяться молодой публике на таких выступлениях? Мы живем в России, в которой зритель свободен как никогда. Можно идти в Оперный театр, а можно – в «Спартак» на «Метрополитен опера». Это выбор, который мы делаем каждый день. Но когда мы смотрим такие видео – выбор становится очевиден. Мы пойдем в лучшем случае на «Метрополитен опера», в худшем – в не самый симпатичный ресторан, Эдуард Бояков, руководитель авторского коллектива доклада «Воронежский пульс».Его поддержал музыкальный критик, продюсер и издатель Алексей Трифонов, автор раздела «Академическая музыка» в докладе группы Боякова:
– Как вы думаете, сколько камерных или сольных концертов предлагает филармония воронежской публике? – обратился он к участникам дискуссии и тут же ответил. – Ни одного. Нет в репертуаре второй половины XX века и всей музыки, что была до Моцарта. Это относится и к филармонии, и к оперному театру. Есть несколько главных проблем. Первое: нет инфраструктуры. Нет качественных залов, нет инструментария. Есть много домов культуры, где нет рояля. Есть проблема кадров. Филармония нуждается во внятном руководстве. А ситуация в оперном и вовсе близка к катастрофической. Кроме того, нет работы с аудиторией. Учреждения культуры не пытаются привлечь новую аудиторию, удовлетворяя потребности той, что есть. Эта аудитория – бюджетники пенсионного и предпенсионного возраста. А работы с молодежью нет.
В том же ключе высказался и литератор и публицист Марк Берколайко.
– Последние 10 лет я не хожу ни в оперный, ни в филармонию. Оркестр оценивается прежде всего по деревянным и духовым инструментам. Никакая реклама по завлечению публики не будет действенна, если духовые оперного и филармонии будут на том же катастрофическом уровне.
Директор Театра оперы и балета Игорь Непомнящий дал резкую отповедь авторам «Воронежского пульса» и обвинил их в разрушении культуры региона.
– Я не знаю, кто такой Трифонов. А меня знают все. То, что написано в докладе, – вранье и подтасовка. Вы направили свою деятельность на подрыв культурного наследия области.
Доклад «Воронежский пульс» стал итогом масштабного исследования различных сфер культуры Воронежской области, начавшегося в начале 2013 года. Общественная дискуссия в бизнес-инкубаторе ВГАСУ – первый шаг к его доработке с учетом мнения воронежской аудитории. По словам Эдуарда Боякова, окончательная версия доклада будет готова через месяц.