Двойной праздник. В Воронеже открыли обновленную экспозицию в доме-музее Ивана Никитина
Открытие приурочили к 200-летию со дня рождения поэта и 100-летию музея
Софья Терновых, 4 октября, 11:00
В четверг, 3 октября, воронежцы отметили две круглые даты: 200-летие со дня рождения поэта Ивана Никитина, а также 100-летие именного литературного музея. В честь этого в подворье учреждения прошли праздничные мероприятия, а в самом доме провели первые экскурсии по обновленной экспозиции. На месте событий побывал и корреспондент РИА «Воронеж».
Событие российского масштаба
О начале мероприятия возвестили громкие перезвоны колоколов, которые были привезены к дому-музею Ивана Никитина. Под них прозвучали строки, определяющие самого поэта: «Певец земли воронежской, с гордостью восклицавший: «Я – Руси сын».
Открыла праздничные мероприятия министр культуры Воронежской области Мария Мазур. Она напомнила гостям о значимости не только самого поэта, но и литературного музея для региона.
– Когда-то это было одно небольшое здание. А сейчас – огромные подразделения, которые хранят нашу литературу и историю людей, которые творили на Воронежской земле. Сегодня мы открываем новую экспозицию и постоялый двор. Я надеюсь, что через сто лет наши потомки будут стоять в этом дворе и приумножать наследие музея. И будут вспоминать о том, что сто лет назад здесь собрались люди на важное событие для всей страны, – отметила Мария Мазур.
Жизнь Ивана Никитина некоторое время была связана с церковной жизнью. Поэтому митрополит Воронежский и Лискинский, глава Воронежской митрополии Сергий по-своему охарактеризовал поэта и упомянул о его связи со святителем Антонием Смирницким. С Иваном Никитиным их объединяли не только семинарское прошлое, но и один век. В честь праздника митрополит Сергий подарил дому-музею икону святителя Антония Смирницкого.
– Мы чтим его потому, что он по-особому талантлив. И это происходит из корней народных. Он не был из дворянского или княжеского рода, не получил великолепного образования. Иван Саввич просто был, как и все люди. Он знал изнанку жизни простого человека. Иван Саввич восславил свое Отечество, землю и земляков и находил доброе в собственных произведениях. Его влияние на культурную жизнь города – безусловно, – обратился к гостям митрополит Сергий.
На территории музея появились новые элементы постоялого двора, которые присутствовали при жизни писателя. Например, различная утварь, отражающая быт простого народа. Появилась и новая сцена с комфортными зрительскими местами. Об оборудовании интерактивного пространства в подворье дома рассказала директор литературного музея Светлана Деркачева.
– Удивительное место, любимое воронежцами, получает новый импульс для своего развития. Хочу подчеркнуть, что впервые за многие десятилетия обустроена музейная территория. Теперь здесь можно не только отдыхать, но и познавать. Знакомиться с особенностями мещанского быта 19-го века и с народной культурой. Сегодня мы открываем новую постоянную экспозицию. Этого события ждали не только мы, сотрудники музея, но и сами воронежцы, – поделилась Светлана Деркачева.
На новой площадке выступили воронежские музыкальные коллективы. Хор «ART'о'dox» местной филармонии а капелла исполнил не только композиции на стихи народного поэта, но и популярные песни. А народный коллектив ВГУ «Терем» своим задором заставил гостей пуститься в пляс.
Также на территории музея появился новый артефакт. Директором учреждения Светланой Деркачевой и министром культуры Воронежской области Марией Мазур в честь знаменательной даты была заложена капсула времени. Как отметила директор музея, капсулу вскроют через 100 лет, в 2124 году. В ней – обращение сотрудников музея к будущим поколениям. Они выразили надежду на то, что потомки продолжат традиции музея и будут служить культуре на благо России.
– Мы живем в непростое время. Происходит строительство и становление нового мира, когда Россия проходит очередную проверку на прочность в военном, экономическом и культурном противостоянии. Сегодня мы высоко поднимаем знамя просвещения, сохраняя традиционные культурные и духовные ценности, оставленные нашими предками. Дорогие потомки, передаем вам свою веру в прекрасное будущее, свои надежды и стремления. Мы уверены, что вы будете самоотверженно отстаивать человеческие ценности, беречь и преумножать литературное и культурное богатство нашей Родины. Надеемся, что передаем эстафету в надежные руки! – сказано в обращении.
Полное обновление
После полугодичной реновации музей подвергся полному изменению. Первые посетители отметили – от старого учреждения почти ничего не осталось. Были закуплены новые витрины, под которыми расположили предметы, так или иначе связанные с жизнью и деятельностью Ивана Никитина. Также в стенах музея появилось современное оборудование. Например, в зале временных экспозиций гостей встречает мультимедийная «Музейная азбука», с помощью которой можно ознакомиться с важными вехами жизни музея.
Основная экспозиция музея, как и раньше, разделена на четыре комнаты, каждая из которых посвящена важному периоду жизни поэта. Но теперь они отделаны определенным образом, чтобы в полной мере погрузить посетителя в рассказ.
Первая комната, которая встретит гостей после временных экспозиций, – бывшая чайная. Она поделена на две части, в одной из которых – возрожденное тепло домашнего быта, а в другой – жестокость семинарской жизни. Кстати, подобный контраст присутствует и в произведениях Ивана Никитина.
На стороне детства поэта – картина, где изображен Иван Никитин с любимой няней, привившей ему любовь к творчеству, и самовар – уютный центр домашней жизни. На стороне же семинарской жизни – вырезки из «Дневника семинариста» – произведения-протеста против жестокости в процессе обучения будущего церковника, а также розги – страшное наказание любого ученика.
Во второй комнате первым гостей теперь встречает звучащий отрывок из стихотворения «Русь». Этот зал – сердце дома, где хранятся первые свидетельства творческой жизни поэта. Заметное с порога новшество – реалистичная фигура Ивана Никитина. А так как поэт творил в основном в ночное время, освещение в комнате приглушено.
Здесь выставлены не только первые работы поэта, но и важные предметы членов литературного кружка, куда входил Иван Никитин. В частности, самого его основателя – Николая Второва. Именно он заметил талант народного поэта и пригласил в свой кружок.
Третья комната, где в годы жизни Ивана Никитина была прихожая, также не осталась без изменений. Теперь здесь выставлены предметы, связанные с жизнью поэта как хозяина постоялого двора. В ней представлены атрибуты деревенской жизни. А гости могут рассмотреть то, как выглядела территория постоялого двора, на макете. Но главным экспонатом этого зала является прижизненное издание «Кулака» – крупнейшего произведения автора. Вокруг книги теперь также развешены иллюстрации сцен из поэмы.
Главным новшеством этой комнаты стала система направленного звука, которая позволяет прослушать строки из «Кулака». Экскурсовод Светлана Буйволова считает, что это поможет глубже прочувствовать звучание исконно русского языка и обязательно заинтересует юных посетителей.
Музей заинтересован в том, чтобы привлекать не только взрослых посетителей, но и молодых. Поэтому в отдельной маленькой комнате выставлены настоящие предметы крестьянского быта, где вопреки музейным правилам ими можно не только любоваться, но и брать в руки.
Последняя комната связана с открытием Иваном Саввичем книжного магазина на Большой Дворянской, который представлен в зале в виде стилизованного угла с образцами продавшихся в нем изданий. Еще один заметный новый уголок зала – инсталляция «Роман в письмах». Она рассказывает о любви Ивана Никитина и Натальи Матвеевой. В ней – картина, на которой изображены возлюбленные, издания романсов, а также письма.
Планируется, что именно в этом зале будут проводиться музейные встречи и беседы о жизни и творчестве Ивана Никитина. А скоро здесь прозвучит уникальная программа «Музыкальная шкатулка Ивана Никитина».
Ранее РИА «Воронеж» рассказывало, что в областном художественном музее имени Крамского состоялось открытие выставки современного искусства «Русский Стиль: Сталь». Коллекция создана на пластинах армейских бронежилетов, которые организаторы проекта предоставляли художникам. Авторы, в свою очередь, должны были прислать свои эскизы. В проекте приняли участие художники со всей России: от академиков и лауреатов премий до студентов художественных вузов. Экспозиция включает 50 стальных плит.