Дружба в кредит. Как воронежцы взяли в банках миллионы на чужой бизнес
В долгах оказались как минимум девять человек.
Светлана Тарасова, 24 октября 2016, 14:38
Воронежцы попали в долговую яму, взяв кредиты для подруги-предпринимательницы. Бизнесвумен собиралась открыть производство водоочистительных фильтров, но дело прогорело. Большинство должников – пенсионерки с доходом около 10 тыс. рублей в месяц. По их словам, они знают о девяти пострадавших. Три женщины обратились в полицию, однако правоохранители отказали в возбуждении уголовного дела, не усмотрев в действиях их приятельницы-коммерсанта состава преступления.
Предпринимательница Валентина Рыжкова, из-за которой люди оказались в долгах, не прячется, но говорит, что расплачиваться ей нечем.
Наталья Козырева: «Договор даже не читала»
Наталья Козырева должна банку 680 тыс. рублей. По словам женщины, с Рыжковой они знакомы 17 лет, вместе работали на предприятии «Водмашоборудование».
– У Валентины всегда все было хорошо, мы к этому привыкли. В 2014 году она мне позвонила: «Наташа, у меня проблемы. Помоги – возьми для меня кредит», – рассказывает Козырева.
Женщина предупредила Рыжкову, что под маленькую зарплату ей вряд ли дадут кредит. Подруга обещала все устроить.
– Я даже не знала, что это за банк. Первый кредит был на 380 тыс. Договора не читала – только расписалась. Денег тоже не видела, – вспоминает Козырева.
Через несколько месяцев Рыжкова снова попросила подругу помочь – на этот раз оформить кредит на 300 тыс. рублей. Предпринимательница пообещала погасить первый кредит и быстро разобраться со вторым.
– В январе 2016-го позвонили из банка и сообщили, что у меня задолженность по кредиту, – говорит женщина. – Я перезвонила Валентине, она заверила, что это недоразумение, и попросила не волноваться.
Козырева сама обратилась в банк – и выяснила, что ей нужно погасить два кредита: более 600 тыс. рублей.
– Банку Валентина предоставила подложную справку от своего ИП, будто я работаю у нее и получаю зарплату в 110 тыс. рублей. Реально, на заводе, я получала около 20 тыс., – объясняет Наталья.
Козырева вышла на пенсию. У женщины два сына – один служит в армии, другой работает в бюджетной сфере. Деньгами дети помочь не могут. Платить по кредитам ей нечем.
– Банк подал на меня в суд. Суд решил, что в счет долга я должна отдавать половину своей пенсии. Один раз уже заплатила и не понимаю, как можно выжить на 5 тыс. рублей! Я на грани нервного срыва. Пью таблетки, все время плачу. Валентина не прячется от меня, лишь разводит руками: «Наташа, я сама в отчаянном положении», – вздыхает Козырева.
Галина Шульгина: «Три месяца не могла спать»
Галина Шульгина взяла для Рыжковой восемь кредитов на сумму около 3 млн рублей. Женщины вместе работали на «Водмашоборудовании» и были добрыми знакомыми.
– В 2011 году я взяла для Валентины первый кредит на 600 тыс. рублей. Она предупредила: «только никому об этом не говори», – вспоминает Шульгина.
Вскоре Рыжкова попросила оформить еще кредит – на 300 тыс. рублей, потом – еще один, и так – восемь кредитов.
– В марте 2015 года был первый звонок от коллекторов. Это был шок. Первая мысль – наложить на себя руки. Три месяца не могла спать. Коллекторы звонили через каждые полчаса сутками напролет. От стресса у меня выпали брови, – рассказывает Галина.
Ежемесячные платежи по кредитам Шульгиной составляют более 100 тыс. рублей. Пенсионерке отдавать долги нечем.
– Валентина от меня не прячется, во всем кается, но говорит, что ничего не может поделать, – объясняет Шульгина.
Валентина Ещенко: «Верила ей, как себе»
Валентина Ещенко заняла для Рыжковой у своего знакомого 1 млн рублей. Женщины общались более 12 лет.
– Мы были в хороших отношениях, периодически выручали друг друга. Я верила ей, как себе. В 2013 году она решила заняться бизнесом и попросила у меня в долг несколько миллионов. Таких денег у меня и не было, и я взяла их для нее у своего знакомого – директора металлобазы. Миллион рублей под 3% на год, под залог своей двухкомнатной квартиры, – говорит Ещенко.
В срок Валентина деньги не вернула, но попросила свести ее с директором базы и заняла у него еще 10 млн рублей – под залог квартиры, дачи и гаража.
В ноябре 2015-го Валентина поняла, что Рыжкова не собирается возвращать долг, и обратилась в суд.
– Коминтерновский райсуд в рамках гражданского дела постановил взыскать с Рыжковой в мою пользу 1,12 млн рублей плюс судебные издержки. Но толку от этого решения никакого. Рыжкова говорит, что у нее денег нет. Судебные приставы сделать с ней ничего не могут, – объясняет Ещенко.
Валентина отдала знакомому 400 тыс. рублей, осталось вернуть еще 600 тыс.
Валентина Рыжкова: «Закредитовала людей на 30 млн»
Валентина Рыжкова не отрицает, что оформляла кредиты на знакомых. Говорит, была уверена в успехе своего предприятия по производству фильтров.
– Закредитован был весь мой ближний и дальний круг – на сумму около 30 млн рублей, – рассказала Рыжкова.
По словам женщины, купив фильтр очистки воды у ученого, который его разработал, она была в восторге.– Поехала в Москву, показала фильтр разным людям. Кстати, тогда я даже с Чубайсом познакомилась. Нашелся человек, который ими заинтересовался. Сказал, что готов покупать до 5 тыс. фильтров в год. Дескать, делайте производственную линию, – говорит Рыжкова.
Денег у женщины не было, но она решила во что бы то ни стало их достать.
– Сначала брала кредиты сама, потом все мои родные – и пошло-поехало. Втянула в это очень хороших людей – моих друзей. Была уверена в себе, потому что у меня всегда все получалось. Я взвалила на себя проект российского масштаба – не по Сеньке шапка оказалась. Производства еще не было, а проценты по кредиту все время «капали». Когда линия была готова на 80%, москвич, который обещал заказ, отказался от своих слов. Тут сына уволили с работы, муж тоже остался без заработка, маму парализовало. Все сразу, – сетует Валентина.
По словам Рыжковой, линия по производству фильтров готова, ее можно запускать, но оборудование арестовал банк.
– Все, что у нас осталось, – двухкомнатная квартира сына. За долги ушли две квартиры: двухкомнатная и трехкомнатная - дача, три машины. У меня были эксклюзивные бриллианты, шубы, заграничные поездки. Если бы я была мошенницей, то наколола бы всех, а сама оказалась в шоколаде. Посмотрите на меня. Сегодня у меня нет денег даже на маршрутку, – говорит предпринимательница.
Юрист: «Налицо уголовное преступление»
Добиваться уголовного преследования Рыжковой готовы лишь трое пострадавших. Остальные не верят, что полиция может им как-то помочь, либо не готовы «светиться». Некоторые погасили чужой кредит и хотят забыть об этой истории.
По словам пострадавших, в полиции им заявили, что их истории – вопрос гражданско-правовых отношений, и решать его нужно в суде. Адвокат Сергей Федотов с мнением силовиков не согласен.
– Это может быть расценено как мошенничество в отношении банка. Рыжкова изготавливала подложные справки о доходах своих жертв, трудовые книжки – представляла их банку и получала кредиты. Чем не уголовное преступление? – считает Федотов.
Адвокат Вячеслав Чуприн, подполковник юстиции в отставке, более 20 лет работавший в правоохранительных органах, говорит, что грань между гражданско-правовыми отношениями и мошенничеством очень тонкая.
– Зачастую дело легко интерпретировать в ту или иную сторону. Зависит это чаще всего от воли начальника следствия, – объясняет Чуприн.
По его мнению, схема, по которой людей вводят в долги, довольно распространена.
– В 2011 году я участвовал в процессе, где дама обвела вокруг пальца почти все село в Панинском районе, повесив на них большие кредиты. У того дела была хорошая перспектива, поскольку удалось собрать большое количество потерпевших, и они написали заявление в полицию. Удалось доказать «систему», и аферистку посадили, – рассказать Чуприн.
Прогнозы по подобным делам эксперт считает неутешительными.
– Если предпринимательницу признают виновной, то потребуют, чтобы она вернула долг. Судебным приставам удается взыскивать лишь 7% от всех долгов! Если дело рассмотрят по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), женщине грозит до 10 лет лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей, – отмечает Чуприн.
Подруги бизнесвумен брали кредиты в восьми банках города. Ни один из них не согласился прокомментировать ситуацию. Кредитные организации сослались на ст. 26 федерального закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой любая информация о клиентах банка является банковской тайной.
Истории с «чужими» кредитами в регионе действительно возникают часто. В июне 2015 года РИА «Воронеж» рассказывало, как воронежская предпринимательница Валентина Колесникова ввела в миллионные долги жителей Поворино – в общей сложности 6,5 млн рублей. В Россоши юриста, занявшего деньги у 25 человек, обвинили в мошенничестве на 11 млн рублей.