Доцент воронежского университета сделала арт-объекты из своей диссертации
Выставка Татьяны Данилевской «Черная работа» открылась в галерее «Х.Л.А.М.».
Софья Успенская, 2 августа 2014, 23:23
В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» в пятницу, 1 августа, открылась минималистская экспозиция «Черная работа». В своей дебютной выставке филолог, доцент ВГУ Татьяна Данилевская переосмыслила ценность научного труда.
– Меня интересует тема труда, в первую очередь, интеллектуального, а эта выставка посвящена более узкой теме – скрытой части интеллектуального труда, я думаю, это то, что интересно не только ученым, преподавателям, но и всем гуманитариям. Татьяна Данилевская, художникВ англоязычной терминологии Татьяна – «emerging artist», не просто молодой художник, но развивающийся, возникающий художник, который начал работать только что. А «Черная работа» – это, по сути, итог годового обучения в мастерских Воронежского центра современного искусства, где Татьяна занималась под руководством одного из самых ярких художников «воронежской волны» Арсения Жиляева.
Мини-выставка состоит всего из шести инсталляций, или скульптур, как называет их автор. В первом, «монохромном», зале – пять десятков черных подставок для бумаг, сгруппированных в инсталляции. Офисные папки и скоросшиватели выстраиваются в ряды, лестницы и пирамиды. Любой, кто когда-либо занимался научным трудом или хотя бы просто офисной работой, знает, что за каждой такой подставкой – бесконечное количество минут, часов и дней, потраченных на заполнение бумаг: страница за страницей, папка за папкой. Полные они или пустые, стоило это время чего-то или было потрачено зря – ответ для каждого свой.
– Основную роль здесь играют не столько объекты, сколько пространство вокруг них, – поясняет Татьяна. – Все они называются «Черная работа», но у каждого есть свое название: башня, которая отсылает к объектам Дэна Флавина, лестница, которую мы назвали карьерной: от двери кажется, что она восходящей, а если смотреть из зала, становится понятно, что она нисходящая.
Во втором зале уже появляется цвет. Цветная полоска из офисных папок перекликается с основным экспонатом зала: панно «Рабочие материалы».
Похожие на оригами бумажный шары со словами и фразами на разных гранях – тоже своего рода скомканные результаты большой научной работы.
– Эта работа называется Marginalia. Вообще marginalia – это совокупность комментариев в средневековых книгах, но в моем случае это работа о взаимодействии человека и компьютера, ручного и машинного труда. В качестве преподавателя русского как иностранного я занималась проектом «Русский язык в песнях», и этот проект заключался в том, чтобы обработать песни так, чтобы их могли изучать иностранные студенты. Была задача максимально облегчить труд преподавателя, и наш программист сделал такую программу, куда мы должны были по колонкам вносить информацию. Но как всегда этого оказалось мало, человеческое победило, и когда мы начали общаться между собой, передавая друг другу эти бумаги с комментариями на полях, комментарии тоже пришлось вносить в таблицу, это получился такой компромисс между ручным и машинным трудом.