«Доля трат на еду выросла». На воронежском форуме «Дни ритейла в Черноземье» обсудили изменения в потребительском поведении в 2024 году

Репортажные зарисовки с форума

Сергей Калашников, 29 июля, 18:50

архив РИА «Воронеж»

Воронеж закрепляет статус площадки для обсуждения и решения отраслевых проблем федерального уровня. В минувшую субботу в областном центре завершился межрегиональный форум «Дни ритейла в Черноземье», известный ранее как «Воронеж торговый». В ходе деловой программы предприниматели и чиновники из 15 субъектов РФ и семи иностранных государств, а также представители Минпромторга РФ обсудили новые тенденции в потребительском поведении россиян. Часть экспертов пришла к выводу, что в 2024 году после нескольких лет экономии «произошел переломный момент в потреблении», когда «уверенные в завтрашнем дне покупатели» из-за роста реальных доходов на 5,6% перестали выбирать между необходимыми и необязательными тратами. В итоге сильнее всего, в том числе в Воронежской области, выросли продажи алкоголя и табака. С другой стороны, спикеры объяснили рост доходов населения в официальной статистике «белыми» зарплатами участников спецоперации и социальными выплатами. На фоне этого доля трат на еду выросла до 29,7%, что аналитики называли «показателем бедности». Подробности – в репортаже РИА «Воронеж».

«Воронежский проект в федеральной повестке»

Форум «Дни ритейла в Черноземье» проходил 26 и 27 июля в закрытых на дни мероприятия кинозалах и на концертной площадке ТРЦ «Сити-парк «Град», поэтому за баннерами с расписанием деловой программы скрывались выключенные игровые автоматы. А первыми встречали гостей двое солдат за столом мобильного вербовочного пункта, расположившиеся на фоне аттракциона «Призовой тир».

Чтобы добраться до основной площадки форума, нужно было пройти змейкой через четыре десятка столов «ярмарки самозанятых». Самозанятые продавали свои изделия: кожаные сумки ручной работы, копченое мясо, одежду – от скромных закрытых платьев до футболок с изображениями воющих на полную луну антропоморфных волков, деревянные резные панно, среди которых выше всех висел вымпел с надписью «Управление Федеральной службы безопасности по Воронежской области». Рядом местный ремесленник выставил полностью сделанный из черной кожи бюст чумного доктора с рогами как у Малефисенты.

Отдельно фермеры и предприятия из всех районов Воронежской области, а также представители Белгородской, Вологодской, Липецкой, Орловской и Ростовской областей представляли участникам форума свою продукцию. Так, от Павловского района было хозяйство, которое возделывает на заливных лугах реки Осередь цветочные поля и производит сертифицированную органическую косметику. Из Лискинского района привели пармезан с трюфелями, созревающий в сыродельне в Дивногорье – одной из титульных достопримечательностей региона. Борисоглебск презентовала бабочка в рост человека, выполненная из колбасы и копченостей производства местного комбината. Россошанский район одновременно выставил мед и продукты переработки гранулированного пластика.

Больше десятка стендов из Воронежа, Нововоронежа, Рамонского района и других территорий, в том числе Липецкой области, представляли алкогольные достопримечательности Черноземья – с щедрой и бесплатной дегустацией. Министр предпринимательства, торговли и туризма региона Сергей Корчевников и открывавший форум замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Александр Лифинцев особенно внимательно изучали продукцию создающегося в селе Лозовое Верхнемамонского района первого в субъекте винодельческого хозяйства ООО «Рассвет». Его бренд СhateauRassvet, по словам главы района Олега Михайлусова, лично придумал губернатор Воронежской области Александр Гусев. В 2025-м предприятие планирует приступить к промышленному производству вина, а первые опытные бутылки из урожая 2023 года, разлитые в отраслевом НИИ, были представлены гостям форума (более подробно о воронежском виноделии РИА «Воронеж» расскажет в отдельном материале).

Александр Лифинцев объяснил, почему форум в этом году сменил название, оставив в прошлом более русское «Воронеж торговый».

Сергей Корчевников и Александр Лифинцев

– Ранее я имел честь участвовать в этом форуме и был впечатлен масштабом. Тогда сразу же, не задумываясь, предложил в 2024 году организовать совместный проект Минпромторга и Воронежской области, внести его проведение в федеральную повестку. Мы это сделали. И в 2024-м «Дни ритейла в Черноземье» проходят в рамках мероприятий, которые мы проводим в федеральных округах, – фактически теперь это часть «Недели российского ритейла», главного форума в сфере торговли в России, – сказал представитель Минпромторга РФ на церемонии открытия.

«Покупатель становится более уверенным»

Ярмарка, кофе-брейк с очередями за бесплатным капучино, дегустации стейков, настоек, вина и сыра похитили немалую часть аудитории утренних экспертных сессий. «Нужно было ставить стол с канапешками прямо здесь», – говорил исполнительный директор «Сбераналитики» Вадим Капцинель своему коллеге из NielsenIQ Константину Локтеву. Их совместный доклад о тенденциях потребительского рынка регионов Центральной России собрались послушать, по словам Локтева, «в камерной обстановке» около 30 человек и корреспондент РИА «Воронеж». Одновременно на форуме проходили еще три экспертные сессии, посвященные проблемам кадров, логистике и стандартам качества в торговых сетях, а также мастер-класс по переговорам, биржа контактов региональных экспортеров и модный показ одежды местных дизайнеров.

Согласно оценке аналитической компании NielsenIQ, «одним из ключевых трендов рынка к середине 2024 года стал рост доходов потребителей».

– В течение нескольких лет с момента ковида заработки потребителей росли не так уж быстро. Но в 2023-м мы впервые за долгое время увидели заметный рост доходов населения. По итогам прошлого года в реальном исчислении они выросли на 5,6% к 2020-му (здесь и далее данные в целом по РФ. – Прим. ред.). А с учетом инфляции в 5,9% номинальные доходы населения выросли почти на 12%, до 93,3 трлн рублей. Кредитование выросло на 23,6% (в сумме 38,5 трлн рублей), а сбережения – одновременно на 27,3% (54,4 трлн рублей). Покупатель сегодня обладает большей покупательской способностью, чем вчера. Доходы растут темпами, опережающими инфляцию. У нас есть ожидания, что эти доходы должны переходить в ритейл, – пришел к выводу исполнительный директор NielsenIQ Константин Локтев.

По его словам, покупатель становится более уверенным, увеличивается потребительский оптимизм, основанный на уверенности в трудоустройстве, в личных финансах, в готовности тратить.

– Покупатель уверен в завтрашнем дне, поэтому в потреблении в 2024-м произошел переломный момент, – продолжил Константин Локтев. – Мы выходим из периода, когда покупатель вставал перед выбором, на что ему тратить, утрированно, на бытовую технику или на хлеб и яйца. Сейчас покупатель тратит на все категории. Даже авторынок находится в положительной зоне. 60% семей все еще предпринимают действия по оптимизации бюджета, но эта доля сокращается.

Вместе с тем 58% продаж в сфере торговли приходится на дискаунтеры – магазины низких цен. Они опережают традиционные мини- (3,1%), супер- (14%) и гипермаркеты (15,4%), вместе взятые. Продажи товаров повседневного спроса, как сообщил Константин Локтев, в мае 2024 года увеличились на 14% год-к-году (8,6% - вклад инфляции). В мае 2023-го «реальное потребление» сократилось на 1% к 2022-му, но за счет инфляции в 13,5% статистика показывала рост продаж в 12,5%. В Центральном федеральном округе (ЦФО) сильнее всего, по информации NielsenIQ, выросли продажи алкоголя (+7,7%) и табака (6,7%), при этом продажи продуктов увеличились на 4,6%, а товаров для детей – лишь на 3,8%.

Данные конкретно по Воронежской области NielsenIQ, как сообщил корреспонденту РИА «Воронеж» Константин Локтев, не разглашает публично из-за особых договоренностей с респондентами. Однако регион, по его словам, «повторяет рыночные тренды».

– Кто-то из экономистов высказывается, что экономика в состоянии перегрева и ее нужно охлаждать. Но для ритейла и потребительского рынка эта ситуация положительная, – заключил эксперт.

«Негативный показатель благосостояния»

Вадим Капцинель из «Сбераналитики» был менее оптимистичным. Он напомнил слушателям, что по-прежнему «61% россиян живут от зарплаты до зарплаты, не имея сбережений».

Воронежская область, по его оценке, по итогам 2023 года находится на 36 месте в России по приросту номинальной зарплаты. Она увеличилась на 14% и достигла 56,9 тыс. рублей, тогда как в целом по стране – на 13%. Но Капницель отметил, что наблюдаемый прирост доходов «связан в том числе с большим объемом социальных выплат и выплат участникам спецоперации»: «Все они – «белые», поэтому сильно влияют на официальную статистику заработных плат».

Продукты питания остаются лидирующим сегментом в структуре расходов потребителей. Этот показатель, с одной стороны, оптимистичен для ритейла, но является показателем бедности. Одновременно мы видим и рост расходов по коммунальным платежам. А люди, тратящие большую часть своего дохода на еду, коммунальные и прочие обязательные расходы, как минимум не являются излишне обеспеченными. Мы также фиксируем, как сильно расходы отличаются от локаций, как потребление в городах-миллионниках отлично от трат в глубинках. К примеру, жители крупных городов больше тратят на развлечения и социальную сферу, а доля их трат на общественное питание – в 2,5 раза больше. В малых городах, напротив, выше траты на личный транспорт. Но это не покупка новых машин, а содержание и обслуживание старых, а также расходы на топливо.
Вадим Капницель
Исполнительный директор «Сбераналитики»

Он сообщил, что в 2024 году доля трат россиян на еду в структуре расходов выросла до 29,7% (в 2021-м составляла 27,5%). Воронежская область по этому «негативному показателю благосостояния» находится «в тренде среднестатистического роста по стране», заключил эксперт.

«Магазины будут схлопываться»

Сергей Корчевников и предприниматели из Россоши

Уже больше полутора сотен участников собралось к обеду на пленарную сессию форума под названием «Адаптация потребительского рынка: стратегии и возможности».

Министр предпринимательства, торговли и туризма региона Сергей Корчевников порассуждал об особенностях разработки мер государственной поддержки малого бизнеса.

– Да, от нас, от государственных органов, этих мер ожидают больше всего. Но чиновник, который не предприниматель, не должен изобретать велосипеда. Лучше спросить у предпринимателя, чего бы ему хотелось. А чиновник уже должен отработать это с учетом нормативно-правового инструментария, – размышлял областной министр. – Каждый предприниматель нам важен, каждому нужно помочь. Из предпринимателей, даже с самым небольшим производством, состоит наша экономика, наша страна. Они создают налогооблагаемую базу, занятость и многое другое. Мы как представители государства готовы вести «за руку», помогать производствам расти. Выиграют от этого в конечном итоге все. Задаче налаживания взаимодействия и должен послужить форум.

Сергей Корчевников отметил, что «воронежские предприниматели с удовольствием начали заполнять ниши, появившиеся после введения санкций».

– Когда появилась задача наполнить наш рынок товарами народного потребления, ставшими менее доступными после введения санкций, появилось понятие импортозамещения, некоторые с нескрываемой ухмылкой к нему относились. Сейчас, надеюсь, они уже поняли, что были неправы. А те представители малого и среднего бизнеса, кто первый заметил тенденцию и вошел в освободившиеся ниши, уже демонстрируют хорошие показатели, – подчеркнул Сергей Корчевников.

Директор центрального округа (главный в макрорегионе офис находится в Воронеже) сети «Магнит» Андрей Марцевой на пленарном заседании жаловался на сложности с подбором персонала для магазинов.

– Только за последний год четыре раза индексировали заработную плату. Надо отдать должное тому, как государство развивает свои предприятия, связанные с потребностями в оборонке. Только на моей территории это 16 производств, на которых люди работают с зарплатой 70−80 тыс. рублей. Естественно, для нас, для ритейла, это приводит к оттоку персонала на более высокооплачиваемые рабочие места.

Борется с этим «Магнит» в том числе и экзотическими методами, например привозит на экскурсии по рабочим местам сирот из детских домов. Некоторые из них после совершеннолетия вспоминают про этот опыт и трудоустраиваются.

Заключил Андрей Марцевой прогнозом о том, что, по его ожиданиям, «в горизонте пяти лет на рынке будут схлопываться розничные магазины»: «Вместо них организуются хабы по доставке, и один такой будет заменять 30 магазинов. Но начнется изменение с мегаполисов, с крупнейших городов».

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.