Добровольное переселение соотечественников в Воронежскую область забуксовало
Переселенцы «зависли» не только в нашем регионе – по всей стране.
Ольга Бренер, 28 февраля 2013, 12:04
Завершение областной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (2009-2012 гг.) и переход к реализации на местах новой одноименной госпрограммы спровоцировали настоящий затор среди иностранцев и лиц без гражданства, переселявшихся в Россию на свою историческую родину. Проблема обсуждалась на совместном заседании Общественно-консультативного совета при областном УФМС, Комитета по труду, миграционной и демографической политики ТПП региона и Уполномоченного по правам человека в Воронежской области.
Прежняя областная программа действовала до 1 января 2013 года. То есть, с учетом праздников, вплоть до 29 декабря наши соотечественники, проживающие за рубежом или в нашей области, но не имеющие российского гражданства, могли заполнять анкеты о вступлении в программу. Эта программа предполагала ускоренное получение гражданства и другие преференции по адаптации на исторической родине. Теперь, с ее автоматическим завершением 31 декабря 2012 года, все эти анкеты «зависли». Причем не только в Воронежской области, но и во всех регионах страны, участвовавших в добровольном переселении соотечественников. Сейчас люди вынуждены ждать начала реализации новой госпрограммы. В результате, в каждом регионе на пути добровольного переселения «застряло» по 200-300 человек.
– Этих людей, подавших вовремя анкеты по прежней программе, теперь все равно никто не бросит. Все они станут участниками новой программы, но уже по минимально упрощенной схеме. К тому же в территорию заселения по новой программе уже входит вся Воронежская область, а не отдельные районы. Областное управление труда и занятости также координирует эти вопросы, Андрей Лушпаев, заместитель начальника УФМСМежду тем, ситуация с «застрявшими» переселенцами растягивается на неопределенный срок.
– Указ о новой федеральной программе добровольного переселения вышел только в сентябре 2012 года, хотя по-хорошему он должен был выйти в самом начале прошлого года, чтобы под него к началу 2013-го уже была бы разработана наша областная программа, выделен бюджет и принята масса сопутствующих нормативных актов принимающей стороны. Сейчас вроде бы Минрегионразвития пытается ускорить утверждение новой программы до 1 апреля, но прежний опыт подсказывает, что раньше июля, а то и раньше осени, она не запустится. За это время наверняка «прогорят» и все рабочие места, которые были закреплены в нашем регионе за конкретными переселенцами. Сейчас наша цель – максимально ускорить весь процесс, чтобы семьи, уже заполнившие анкеты или стоящие на очереди по новой программе, наконец въехали из-за рубежа в Воронежскую область, – комментирует председатель подкомитета по работе с соотечественниками комитета по демографической и миграционной политики областной Торгово-промышленной палаты Галина Рогозина.
Интересно, что сложившиеся «правила игры» в нашем регионе вносят сложности и в жизнь тех соотечественников, которые по прежней целевой программе уже и «вселились» на свою новую старую родину, и даже получили российское гражданство.
Как рассказала РИА «Воронеж» Ирина Абрамкина, мать четырех несовершеннолетних детей, чья семья по областной программе добровольного переселения соотечественников переехала в Воронеж из Ташкента в позапрошлом году, за полтора года из семейного бюджета ушло 161 тысяча рублей только на оформление всех необходимых документов. Включая 10-15 тысяч рублей с каждого члена семьи за «прописку», по 3-4 тысячи рублей за каждую медицинскую справку и по 6-7 тысяч рублей за каждый нотариально заверенный документ, необходимые для получения гражданства РФ. Как поясняет Галина Рогозина, наш регион лидирует в стране по ценам за нотариальный перевод на русский язык всех необходимых документов. Областной нотариат пролоббировал положение, по которому любая новая отметка в том же паспорте требует нового же, от первой страницы до последней, перевода документа на русский язык. То есть если добровольный переселенец для разрешения очередных формальностей вынужден был пересечь границу, то затем в Воронежской области ему предстоит заново делать нотариальный перевод на русский язык всего паспорта, дабы со временем поменять его на российский. Прохождение медкомиссии с той же целью получения гражданства в нашем регионе также оплачивается из кармана добровольных переселенцев. По сути, из областного бюджета оплачивается только дорога и контейнер до нового места жительства.
Кроме того, в Воронежской области, в отличие от соседней Липецкой, до сих пор нет центра временного размещения добровольных переселенцев, хотя его создание было запланировано областной целевой программой. Средства выделялись ежегодно, и по переулку Отличников, 37 передано отдельное здание.
Соответственно, приезжающие люди должны сами озаботиться съемом жилья и оформлением регистрации, без которой невозможна дальнейшая процедура легализации. Кроме того, вакансии, которые через областной центр труда и занятости бронируются воронежскими работодателями под конкретных переселенцев, держатся за будущим работником только два месяца. Обычно за этот срок никто из наших соотечественников не успевает переехать насовсем в Воронежскую область. В результате большинству приходится устраиваться грузчиками и разнорабочими. Например, муж Ирины Абрамкиной, с высшим техническим образованием, со знанием двух языков и работавший в Ташкенте в Дипмиссии, в Воронеже работает охранником в ночном клубе.
– Получается, что мы на новом месте все сделали сами, без помощи государства. Сами нашли съемную квартиру, работу, сами устраивали детей в садик и школу. Но все уже два года висит на волоске. С учетом съема квартиры, оплаты прописки и всех остальных расходов наша семья из шести человек питается на 200 рублей в день. А что будет, если муж потеряет работу, и мы, теперь российские граждане, не сможем дальше снимать квартиру, содержать своих детей? У нас их заберут органы опеки? В Ташкент назад уже пути нет, ведь мы там от всего отказались, хотя, как я теперь могу оценивать, там нам жилось намного лучше. Сейчас ищем варианты переезда в другой регион, Ирина Абрамкина– Когда мы презентуем потенциальным добровольным переселенцам нашу областную целевую программу, то должны не просто «зазывать», а внятно проговаривать все имеющиеся пока недостатки с переселением соотечественников в наш регион, – заметила коллегам по общественно-консультационному совету УФМС Галина Рогозина.