Дмитрий Маликов: «Любовь к музыке мне прививали ремнем!»

По мнению артиста, всем детям нужны уроки музыки, а одаренных нужно заставлять заниматься насильно.

Наталья Трубчанинова, 13 апреля 2013, 12:00

Наталья Трубчанинова

В Воронеж известный артист и композитор Дмитрий Маликов приехал не как эстрадный певец, а как классический музыкант – он представил воспитанникам детских школ искусств и музыкального училища свой просветительский проект «Уроки музыки». Дети от мастер-класса Маликова были в полном восторге! Еще бы: урок проходил в игровой форме, можно было смеяться, хлопать в ладоши и совершенно не переживать, что преподаватели поставят низкую оценку – Дмитрий всех заочно наградил «пятерками».

Правда, от домашнего задания увильнуть не получилось: Маликов лично проверил, как некоторые ребятишки справились с упражнениями. Особенно он отметил ансамбль «Юные воронежские балалаечники», которые сыграли на сцене «Полет шмеля», Наташу Скубий и хор «Колокольчики», исполнившие его песню «С днем рождения, мама», а также юных талантливых пианистов Дениса Бухонского, Лизу Павленко и Никиту Лукинова. Этой троице повезло больше всех: с Денисом знаменитый гость сыграл на рояле в четыре руки, а совместное произведение с Елизаветой и Никитой публика услышала уже в шесть рук!

Многие старались запечатлеть полезный урок на видео. Дмитрий не только не препятствовал съемке, но, напротив, хвалил школьников: «Сейчас у всех полно разных гаджетов – берите и записывайте на диктофон то, что сами напеваете, мелодии, которые приходят вам во сне. Вдруг среди вас есть новый Моцарт или Бетховен – а вы так и не узнаете об этом, если не будете пробовать!» - советовал он ребятам.

А еще признался, что сам в детстве не очень любил заниматься музыкой и всячески старался избежать занятий. В буквальном смысле – от педагога по фортепиано маленький Дима удирал через окно:

- Жили мы на первом этаже, и учитель приходил к нам на дом. Как только он звонил в дверь, я спрыгивал из окна во двор и убегал играть с ребятами в футбол, потому что футбол я любил гораздо больше, чем музыку. А преподаватель в ярости говорил моей бабушке, что внук ее никогда не будет музыкантом – он ненавидит музыку! К счастью, в процесс обучения вмешался мой папа, руководитель ансамбля «Самоцветы», Юрий Маликов. Он очень хотел, чтобы я пошел по его стопам. Однажды, уезжая на гастроли, он положил на крышку пианино ремень и пригрозил, что использует его по назначению, если я буду плохо заниматься. После отъезда папы я этот ремень, чтобы глаза не мозолил, взял да и сбросил за крышку пианино. Отец вернулся и забыл о нем. Но потом на пианино появился новый ремень – и его постигла та же участь, что и первый. В общем, дело кончилось тем, что папа истратил на меня все свои ремни и ему уже нечем было подпоясываться. И тогда моя сестра, а в детстве она была страшной ябедой, рассказала, где они все пылятся. Я получил такую взбучку!.. Сейчас я вспоминаю об этом с улыбкой. И очень благодарен отцу – он дал мне много важных советов.

Корреспонденты РИА «Воронеж» расспросили Дмитрия, какими методами он сам привлекает детей к урокам музыки.

- Я считаю, что самый лучший путь - это собственный пример. Поэтому я сажусь к роялю, что-то рассказываю и стараюсь увлечь именно своей любовью к музыке. Такая форма, которую я выбрал - уроки музыки в больших концертных залах - мне кажется, наиболее оптимальной. Со своим проектом я объездил уже множество городов и сделал немало приятных открытий. Несмотря на наше материальное время, когда культурой пренебрегают, к счастью, находятся дети, чей талант прорастает. Перед этим концертом разговаривал с сотрудниками центра детского творчества, они попросили сотрудничества, хотят с помощью моего бренда заинтересовать родителей, чтобы те брали уроки музыки для своих детей. Они пожаловались, что реально хорошие педагоги по музыке сейчас вынуждены идти работать няньками. Это происходит на протяжении последних 10-15 лет, и это катастрофа! Честно, я об этом как-то не задумывался - в основном-то общаюсь с педагогами на предмет музыкально образования в школах, а здесь речь шла о дошкольном образовании. Сегодня все дети метят в модели, юристы, банкиры, а профессия музыканта непопулярна. Занятия музыкой требуют больших усилий, а никто эти усилия затрачивать не хочет.

- Может, родителям стоит завлекать детей хитростью? Скажем, платить им деньги за хорошие оценки.

- Хорошая фишка. Но и есть и отрицательная сторона – получается такая торговля. И мы снова возвращаемся к тому, что единственный стимул сегодняшнего времени – это деньги. А это нехорошо. Мне кажется, что всем детям нужны занятия музыкой – для общего развития. А серьезно, профессионально «давить», «душить» нужно только тех детей, которые реально талантливы. Если ребенок действительно талантлив, он сам будет тяготеть к музыке, даже при всей лени. Умные родители всегда поймут это и немножко поднадавят. Словом, родители должны проявлять определенную твердость, не давать слабину. Понятно, что деткам хочется погулять, поиграть в футбол, хоккей. Главное - не идти у них на поводу и не бросать занятия.

- По своему личному опыту скажу. Мои родители не хотели отдавать меня на занятия по фортепиано, потому что не могли позволить себе купить инструмент, да и ставить его дома нам было некуда. На ваш профессиональный взгляд, можно ли ребенку учиться заниматься музыкой на компактном и недорогом электрическом пианино или, все-таки, стоит приобретать только классический инструмент?

- В этом отношении я человек толерантный. С одной стороны, как большой любитель всех классических методов, я, конечно, понимаю, что настоящее пианино лучше. Но с другой стороны, я знаю, что если профессиональный инструмент стоит несколько тысяч долларов, а какой-нибудь синтезатор «Касио» с достаточно нормальной рояльной клавиатурой продается за 15-20 тысяч рублей - это большая экономия. И это лучше, чем ничего. Да и места не занимает много. К тому же сегодня все масштабное студийное оборудование сжалось до уровня компьютера. И это тоже важно. Я бы стал преподавать детям компьютерные музыкальные программы, самые элементарные. Например, тем ребятам, которые увлекаются диджейской деятельностью или современной музыкой. Это может пригодиться.

- Ваша дочка Стефания с большой охотой играет на пианино?

- С большой охотой она играет только те вещи, которые ей нравятся. Как и мой племянник - он выучил много моих инструментальных произведений. И когда я прихожу к ним в гости, он первым делом садится к роялю и демонстрирует, что новенького разучил. А Стефании мои пьесы пока сложноваты. Я ей всегда говорю: ты должна уметь делать что-то очень хорошо. Если это не будет музыка, ничего страшного. Но что-то ты должна делать лучше всех, тогда ты найдешь свое место в жизни. Это касается любой профессии. Дочка у меня неплохо рисует. И мама ее больше склоняет к дизайнерской профессии. Может, это и правильное направление для девочки.

- Дмитрий, а вы бы согласились за очень большие деньги поработать учителем музыки у детей богатых родителей?

- Дело в том, что я не имею такого опыта индивидуальной работы с детьми. Могу только дать несколько уроков и осуществить общее продюсирование - постараться найти правильных педагогов для конкретного ребенка. Собственно, это и есть одна из задач будущего – хочу создать свою школу искусств «Пианомания». Не знаю, хватит ли у меня сил на это и администраторских способностей, тут нужно быть менеджером хорошим. А я все-таки музыкант, в первую очередь. Да и времени сейчас нет. У меня юбилейный год - 25-летие творческой деятельности. Хочу создать новый эстрадный и инструментальный хит, хочу больше успеть написать музыки. Вижу в этом свое основное предназначение.

- Сейчас по Первому каналу идет музыкально-пародийное шоу «Один в один». Не кажется ли вам, что это уже агония создателей, которые не знают, как еще исхитриться, чем заинтересовать зрителей?

- Кажется. Но это даже не агония. Вы затрагиваете довольно серьезный вопрос. Телевидение в целом – это погоня за рейтингом. Все шоу направлены на то, чтобы люди смотрели телевизор. И чем больше развлекательной оставляющей, такой клоунской, тем лучше. При этом однобокость, которая есть на нашем современном телевидении, приводит к духовному и культурному обнищанию нации. Я не спорю, есть ряд артистов, которые реально талантливы, но это все не несет творческого наполнения. Там всех под одну гребенку равняют – не только хороших исполнителей, но и людей, которые создают музыкальный материал. Я, все-таки, отношусь ко вторым. И для меня, как для автора, это важно. Например, профессия поэта-песенника не престижна, не на виду. А ведь этот человек создает половину песни – пишет стихи замечательные, которые мы знаем, любим, поем.

- Нравится ли вам победительница шоу «Голос» Дина Гарипова, которая будет представлять нашу страну на «Евровидении»?

- Я понимаю, почему ее выбрали, все эти политические и имиджевые стороны вопроса – против них не возражаю. Дина действительно талантлива и действительно хорошо поет. Да, она имеет специфическую внешность, не гламурную, и это может сыграть ей в плюс. Но мне трудно предсказать ее результат. Единственная проблема артистов шоу «Голос» и «Битвы хоров, где я сам принимал участие, в том, что они не создают ничего своего. Копировать Уитни Хьюстон сложно, но, имея хороший вокал, можно. А вот самим создать что-то стоящее, как, например, хит Селин Дион «My Heart Will Go On» и запомниться на десятилетия, трудно. И если это получается – большое счастье для артиста.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.