Дмитрий Ендовицкий: «Опорный вуз в Воронеже восполнит дефицит кадров»
Ректор ВГУ и председатель Совета ректоров – о слиянии и укрупнении университетов.
Елена Тюрина, 4 февраля 2016, 20:19
Воронежский технический университет (ВГТУ) за три месяца лишился нескольких «непрофильных» направлений подготовки и стал первым опорным вузом в регионе. С трудностями при аккредитации специальностей столкнулись и другие учебные заведения. Как изменятся воронежские вузы, появятся ли в Воронеже другие опорные университеты и какова цель реорганизации, в эксклюзивном интервью РИА «Воронеж» рассказал председатель Совета ректоров Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий.
– В области появился первый опорный технический университет – на базе ВГТУ и ВГАСУ. Совет ректоров Воронежской области обсуждал создание еще двух опорных вузов – классического и агропромышленного. Когда они появятся?
– В вузовском сообществе активно обсуждается второй конкурс на создание опорных университетов (совместная заявка ВГТУ и ВГАСУ победила в первом конкурсе Минобрнауки – РИА «Воронеж»). Скорее всего, учредитель (Минобрнауки – РИА «Воронеж») поддержит заявку ВГУ на создание опорного классического вуза. ВГУ уже присоединил воронежский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Борисоглебский государственный педагогический институт. Опыт у нас есть. Но говорить, какие конкретно вузы ждет объединение, пока рано.
– Как это укрупнение вузов отразится на учебном процессе, на студентах и преподавателях?
– Есть три главных критерия: не должны пострадать качество образования, интересы студентов и преподавателей. Уровень подготовки в опорном вузе должен только повышаться, а студенты – чувствовать социальную защищенность,если они учились на бюджетной основе дневного отделения, такие же условия для них останутся после реорганизации. Для преподавателей тоже ничего кардинально не изменится. Министерство заявило, что синергия от объединения должна сработать за счет оптимизации административно-управленческого звена.
– Какие действия должны предпринять учебные заведения после создания опорного вуза?
– Им предстоит в течение трех месяцев разработать «дорожную карту»: график выполнения мероприятий с ответственными за них лицами и оценками последствий этих мероприятий. Документ нужно защитить в Минобрнауки. Главное – чтобы план был амбициозен и реалистичен, а вуз, придерживаясь его, смог оказывать серьезное влияние на регион.
– ВГУ в 2015 году успешно прошел аккредитацию. Другие вузы лишились важных направлений подготовки, например, в ВГТУ по решению Рособрнадзора должен закрыться инженерно-экономический факультет (ИЭФ). Сможет ли опорный вуз вернуть направления, по которым ранее не получил аккредитацию?
– Вузовское сообщество оказало мощную поддержку нашим коллегам: более 300 студентов ИЭФ пришли в ВГУ, значительная часть – во ВГАУ и ВГУИТ. ВГТУ уже как опорный вуз через год имеет право подать документы на повторную аккредитацию. Думаю, они этим правом воспользуются. Если качество образования будет подтверждено, а университетские программы будут соответствовать образовательным стандартам, статус-кво может быть сохранен.
– Цель опорных университетов – готовить кадры, в которых нуждается регион. На ваш взгляд, какие специалисты нам нужны?
– Опорный вуз восполнит катастрофический дефицит технических кадров для оборонно-промышленного комплекса. Кадры нужны для авиации: мы выпускаем широкофюзеляжные Ил-96, Ан-148, сейчас стоит задача выпуска среднего и легкого формата военно-транспортных самолетов. Нужны ребята, которые разбираются в аддитивных и 3D-технологиях. Нужен серьезный анализ кадровой потребности с временным лагом 4-6 лет – это цикл подготовки бакалавров и магистров. Тогда можно выстроить структуру образовательных программ опорного университета на перспективу.
– Помимо укрупнения вузов, что ждет российское высшее образование в ближайшем будущем?
– Во-первых, будут повышаться требования к качеству образования, сохранится тенденция к укрупнению вузов. Через это прошли Франция, Китай, Германия, и мы тоже не минуем.
Во-вторых, изменится ментальность наших ученых и преподавателей. Укрепится система эффективных контрактов. У преподавателя есть стабильная зарплата, но она относительно невелика. Если у него высокая публикационная активность, он имеет много грантов, готовит аспирантов и докторантов, то может получать очень хорошую стимулирующую надбавку, которая может превышать базовую часть оклада.
В-третьих, наука интегрируется с бизнесом. Мы должны уметь коммерциализировать свои инновации. Увидеть в микроскоп взаимосвязь химических соединений мало, нужно уметь применить это на практике. У нас это, например, уже хорошо получается: мы выиграли федеральный конкурс, получаем сотни миллионов рублей на высокотехнологичное производство оборудования для глубокой очистки водорода. А это важно для энергетики, металлургии и космоса.
В-четвертых, продолжит развиваться дистанционное образование. Студент из Острогожска сможет обучаться онлайн в филиале Оксфордского университета. Мы должны быть конкурентоспособными, поэтому сейчас активно разрабатываем онлайн-курсы. Если мы не будем развиваться, к нам придут образовательные холдинги из-за рубежа и выдавят слабые отечественные вузы с рынка образования.
– В прошлом году экс-редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк в интервью сказала, что образование в России – «про вчера», а за рубежом – «про завтра». Действительно ли уровень образования в России настолько ниже?
– Я сам часто бываю за границей, учился в зарубежных вузах – сравнивать могу. Уровень бакалавриата несравнимо выше в России, чем на западе, чего, к сожалению, не скажешь о магистратуре. За рубежом бакалавров учат реагировать на конкретные ситуации, а у нас закладывают фундаментальные знания, развивают способность анализировать и прогнозировать. Проблема отечественной магистратуры в том, что у наших ребят появляется много свободного времени, они уходят в практику и не занимаются магистерской подготовкой. На Западе же все наоборот. В целом наше образование ориентирует на жизнь в России: знание ментальности отечественного бизнеса и культуры во многом фундаментальны и долгие годы будут востребованы. Потребность в изучении особенностей нашего бизнеса есть и за рубежом, поэтому мы сотрудничаем в этом направлении с западными коллегами.