«Для себя буду победителем, когда выйду в суперфинал». Воронежец Константин Овдак – об участии в конкурсе «Лидеры России»
Инженер-атомщик рассказал о своей жизни и карьерном пути
Сергей Свиридов, 25 октября 2023, 19:00
Мы продолжаем знакомить читателей с участниками регионального этапа конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На этот раз РИА «Воронеж» расскажет о начальнике участка по подготовке производства и сопровождению эксплуатации цеха тепловой автоматики и измерений Нововоронежской АЭС Константине Овдаке. Инжерер-атомщик попал на конкурс со второй попытки.
Выбор профессии
– Константин, расскажите о том, где вы родились, выросли, учились, чтобы наши читатели узнали о вас немного больше.
– Родился в 1987 году в Нововоронеже. Там и проживаю. Учился здесь, в воронежском политехе, кафедра электромеханики. Окончил вуз с отличием в 2009 году. Отслужил в армии один год и в 2011 году устроился на Нововоронежскую АЭС. Уже двенадцать лет работаю там.
– Могу предположить, продолжили династию? Родители работали на станции?
– Да, и папа, и мама. Мама уже на пенсии, работала лаборантом в химцехе. Делала обход оборудования и брала пробы различных технических жидкостей, которые используются на станции, – вода, масло, кислоты, щелочь. Отец продолжает трудиться до сих пор в так называемом вычислительном центре. Сейчас его переименовали в отдел информационно-коммуникационных технологий. Занимается ремонтом компьютерной техники. Сейчас он начальник отдела.
– Наверное, с детства бывали на станции?
– Двадцать пять лет назад там не было такого серьезного режима, заборов. Поэтому помню станцию того времени. Врезались в память катушечные магнитофоны, на которые записывалась информация. Конечно, в машинный зал никто нас не пускал. А у отца на работе был.
– Будущую профессию выбирали с прицелом, что однажды тоже придете работать сюда?
– Среди специальностей, которые можно получить в политехе, нет напрямую связанной с атомными станциями. Те, кто хочет быть ближе к реактору, все-таки поступают в Обнинск или в Иваново (Обнинский институт атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и Ивановский государственный энергетический университет. – Прим. ред.). Там есть профильные специальности, связанные с атомными станциями. В политех поступал, потому что близко, удобно. Оценил сумму баллов по ЕГЭ, который мы сдавали одними из первых. Стало понятно, что на Москву и Питер замахнуться не получится. Поэтому реалистично был выбран Воронеж.
Конечно, был такой план – отучиться и попробовать устроиться на станцию. Окончил вуз, будущие коллеги провели со мной собеседование. Сказали – можем взять тебя, но от армии не «закроем». Бронь от военной службы не предполагалась.
Работа на АЭС
– Как складывалась ваша карьера на атомной станции?
– Пришел в цех полуавтоматики и измерений. Меня взяли на должность слесаря третьего разряда в службу эксплуатации. Третий разряд – стартовый. Самый высокий – седьмой. Конечно, зацепило. Меня, человека с красным дипломом, берут на рабочую, а не на инженерную специальность. Еще и на самый низкий разряд. Пришлось усиленно трудиться, доказывать на практике, что годы учебы в университете прошли не зря. Был период, когда меня пригласили в учебно-тренировочный пункт, где занимались обучением новых сотрудников. Потом вернулся назад, в цех. Сейчас работаю начальником участка. У меня в подчинении 13 человек. Оборудование, за которое мы отвечаем, охватывает всю атомную станцию – от реакторов до выдачи электроэнергии. Это в основном измерительное оборудование и программно-технические комплексы, которые позволяют оператору справляться с управлением такой огромной махины компьютерной мышкой.
– Это на АЭС стандартный подход, когда людей берут на рядовые позиции, и уже своей работой они должны доказать, что достойны большего?
– Чаще всего да. Но если оканчиваешь вуз по профилю, есть вероятность, что тебя сразу возьмут на должность, связанную непосредственно с работой реактора. Направление будет задано изначально. А если у тебя просто техническая специальность, то тут и спектр большой, куда могут взять, и, скорее всего, это будет стартовая должность.
– Вы рады, что живете и работаете в городе, где родились и выросли?
– Чем больше езжу по России и вижу, как живут люди в соседних регионах, больших городах, тем больше мне нравится Нововоронеж. Очень много преимуществ даже относительно Воронежа. Север и юг страны по-своему красивы, но именно для жизни не очень приспособлены. Мы, получается, в золотой середине.
Участие в конкурсе
– В конкурсе «Лидеры России» участвуете в первый раз?
– Подавал заявку в 2020 году, но не прошел отборочный тур. Не хватило одного балла. Там необходимо пройти несколько тестов. В этом году справился успешнее. Забавно вышло, что один из тестов выпал на время моего отпуска. Я уехал в Махачкалу и забыл дома ноутбук. Пришлось выкручиваться. Пошел в компьютерный клуб. Рядом сидят ребята, играют в Counter Strike, кричат, гранаты бросают. А я сижу, тест по русскому языку решаю. Несмотря на такую обстановку, все получилось. Конкурс подразумевает прохождение контрольного тестирования под наблюдением ментора. На повторном тесте тоже все получилось нормально. Теперь жду декабрьский финал.
– Тесты настолько сложны, что человек с вузовским красным дипломом и с большой практикой работы с первого раза может его и не пройти?
– Там требуются специфические знания. К тому же каждый год наполнение конкурса меняется. В 2020 году были вопросы по географии, экономике. Нужно было сравнивать регионы по площадям, знать названия островов, какой регион что и в каком количестве добывает, у кого бюджет больше. Без специальной подготовки ответить на них, конечно, непросто. Предугадать нельзя. В этом году цели организаторов, похоже, поменялись. Соответственно новым критериям поменялись тестовые задания. И – получилось.
– Дальше был региональный этап. Принимали участие во встрече с губернатором?
– Да. 30 отобравшихся в следующий этап воронежцев заочно распределили в три команды. Кто-то был знаком друг с другом по предыдущим конкурсам, костяки команд сформировались быстро. А оставшиеся люди добирались по принципу «кто кому приглянулся». Мы получили задание от губернатора, касавшееся экономической ситуации в семи отстающих районах Воронежской области. Ситуация в них была подробно описана, упомянуты проекты, которые там уже ведутся, с промежуточными результатами. Основной посыл был – предложить меры по развитию этих районов, чтобы подтянуть их к остальным.
– И какие были предложения?
– Мне памятна ситуация с попытками добычи никеля на двух месторождениях в Воронежской области. Тема была мне интересна. Но не только касаемо никеля, а разработки природных ресурсов в целом. Посмотрел стратегию развития, разведанные запасы от федерального агентства по недропользованию. Изучил логистику, куда можно никель возить на переработку. Мои усилия еще раз подтвердили, что добывать никель здесь и по железной дороге везти его на переработку ближе к Уралу – сложно.
Каждый из нас предлагал какие-то идеи, потом мозговым штурмом пытались их прорабатывать. В первую очередь – понять, целесообразно ли это экономически. Экологическая повестка довольно сильная. На нее был упор. С одной стороны, я хотел «нарушать экологию» добычей полезных ископаемых, с другой – ребята предлагали создавать экологические кластеры, экопоселения для IT-специалистов. Рассматривалась также идея строительства складов-хабов для сообщения с новыми регионами на трассе М-4 и железной дороге.
– Конкурс преследует цель формирования кадрового резерва. Рассматриваете для себя возможность смены профессии или НВАЭС – это вся ваша жизнь?
– Не стал бы участвовать в конкурсе в ином случае. В 36 лет рановато заканчивать карьеру. Поэтому есть желание еще чему-то научиться и где-то себя применить. Буду готов рассматривать предложения по итогам конкурса.
– Какой результат в конкурсе сочтете успехом? Или выход в финал по ЦФО – уже успех?
– Это всего лишь отборочный этап. Я себя пока победителем не считаю. Таким результатом станет выход в суперфинал. Шансы, считаю, есть. Из 3000 участников отберется примерно 300. Надо стать одним из десяти.
Жизненные ориентиры
– Вы участвуете в общественной жизни Нововоронежа?
– Я участвую в работе проекта «Эффективный регион» – совместном проекте госкорпорации «Росатом» и правительства Воронежской области. Во взаимодействии с нашими кураторами находятся больше 20 департаментов и Центр эффективности правительства. Мы исследуем рабочие процессы в департаментах совместно с их сотрудниками и пытаемся найти пути повышения эффективности.
– К нам на интервью вы пришли сразу после участия в акции по сбору крови. Как давно вы в донорском движении?
– Да, вот у меня забинтована рука. Впервые сдал кровь еще в университете, акция случайно попалась на глаза. Взял пару одногруппников, сходили, сдали. Им не очень зашло, а меня эта тема тревожит. С 2007 года уже сдаю кровь, сегодня восемнадцатый раз. До «Почетного донора» еще далеко. Но надеюсь покорить и эту вершину.
– Есть для вас в жизни образцы для подражания или ориентиры?
– Сложно. Могу назвать, наверное, Ли Кван Ю – лидера Сингапура. Маленькое государство, которое по влиянию на мировую экономику далеко не на последнем месте. Там жесткие правила, недружелюбная для туристов атмосфера. Там нет ни природных, ни человеческих ресурсов, ни площадей. Но появился лидер, который повел всех за собой.