Для фестиваля «Чернозем» художники создали в Дивногорье арт-проекты из мела, металла и бетона
Выставка станет новым экскурсионным маршрутом заповедника.
Софья Успенская, 24 августа 2014, 16:16
В субботу, 23 августа, в музее-заповеднике «Дивногорье» открылся фестиваль современного искусства «Чернозем». Открытие фестиваля стало итогом арт-резиденции «Если бы…»», в которой 15 художников из разных стран жили и работали две недели. Результат их работы – выставка арт-объектов, открывшая фестиваль.
«Если бы…», по словам куратора проекта Яны Малиновской (Москва), пространство воображения, которое зритель создает вместе с художником, трактуя их по-своему или пытаясь представить, что было бы, если бы наш мир был другим.
– Если бы — пространство, где художник может создавать другие реальности, место для всего. Проект инспирирован замечанием Бориса Будена о пространстве «если бы»: «Пространство "если бы" – особая параллельная реальность и пространство актуальной художественной практики». Художник использует пространство «если бы» как творческую лабораторию, и в этом смысле он – ученый, исследователь, первооткрыватель. И в конечном итоге – создатель реальной формы произведения. В этом лабораторном творческом пространстве возможно воздействовать на действительность, Яна Малиновская, куратор проекта.– Дивногорье – место, включившее в свой культурный пласт множество самых разных контекстов: исторических, экологических, социальных, – считает Яна Малиновская. – Здесь переплетены взаимоотношения природы, человека, времени, пространства. Эти отношения предлагают для художника широкое поле возможностей. Любой художественный проект в Дивногорье не просто проект site specific, с особыми условиями экспонирования, но и возможность исследования каждого этого контекста. Поэтому я не стала ограничивать участников проекта определенным направлением или узкой темой. Я предложила художникам концепт, в котором обозначила несколько тем, объединенных пространством творческого воображения под названием «Если бы…». В рамках этого проекта у художников нет ограничений по выбору материалов и техник для своих работ, кроме возможностей места и его условий.
Итогом этой работы стали два десятка объектов, вписанных в среду (по словам кураторов, они условно разделились на три направления: исследование, влияние и внедрение в пространство). В день открытия по арт-объектам прошли две двухчасовые экскурсии – одну провела Яна Малиновская, другую – куратор визуальной программы фестиваля Сергей Горшков.
Место для пятиметрового ажурного листа нашли в последний момент («Когда подняли этот лист, стало понятно, что работе нужно больше неба и ветра», – говорит Яна Малиновская).
Художник Дима Филиппов превратил 20 метров алого шелка в часть пейзажа – тонкую красную ленту, которая теряется в меловых горах.
Территория Дивногорья когда-то давно принадлежала хазарскому каганату. Художник Валерий Мишунин воспроизвел кусочек этой истории – что было бы, если бы мы сейчас вернулись на тысячу лет назад. Глядя на флаги с хазарскими рунами и символами (инсталляция называется «Границы Хазарии»), легко представить, что вот сейчас поднимешься на холм и увидишь шатры или кочевников с копьями.
Художник Ирина Бирюкова обращается к другому пласту истории Дивногорья и по-своему интерпретирует легенды о таинственном появлении и исчезновении иконы Сицилийской Богоматери, размещая свои выполненные в наивном стиле «иконы» в самых неожиданных местах.
Художник Александр Повзнер увидел в офисном кулере силуэт языческого идола – помещенный в пространство Дивногорья он действительно кажется пугающей статуей и ничем иным.
Плитки с «ужасающим, нечитаемым, написанным специфическим языком» текстом закона о туризме Александр сделал из гипса и впечатал в дорожку.
Открытие завершилось концертом воронежских музыкантов и поэтов – в проекте «Хоромысль» (слово, придуманное воронежским поэтом Валерием Исаянцем) они представили стихотворные тексты с живым музыкальным сопровождением, созданным Ярославом Борисовым. Свои стихи читали Вера Сафонова, Елена Дудукина, Галина Умывакина, Павел Глаголев. Полина Синева и Родион Прилепин исполнили произведения воронежских поэтов Валерия Исаянца и Елены Фанайловой соответственно.
Музыкальную часть концерта составил проект «ЦЕЙ» – три уникальные кириллические буквы, фонетический оттиск самоиронии и любви к славянской культуре, которая творится и происходит именно сейчас, на благодатной и родной почве – черноземе. В ней воронежские музыканты представили спонтанно возникшую музыкальную формацию, спровоцированную к жизни именно фестивалем «Чернозём».
Часть арт-объектов, созданных художниками резиденции, еще до конца лета растворится в пространстве, другая часть останется и станет частью нового экскурсионного маршрута Дивногорья.