Дизайн-регламент Воронежа: как это будет

Фасады и вывески по новым правилам горожане увидят уже в мае.

Софья Успенская, 25 декабря 2014, 20:55

Новый дизайн-регламент областного центра поставит Воронеж в один ряд с Москвой и Санкт-Петербургом, где уже действуют правила против «визуального загрязнения» города. Корреспонденты РИА «Воронеж» с помощью специалистов регионального департамента архитектуры и строительной политики разобрались, что будет регулировать регламент и зачем вообще городу нужны новые правила уличного дизайна.

Что такое дизайн-регламент?

Дизайн-регламент Воронежа – это набор рекомендаций и правил для улучшения внешнего облика Воронежа, говорится в предисловии к документу. Правила описывают размещение пристроенных конструкций и внешний вид информационных объектов: вывесок, панелей-кронштейнов, табличек, витрин и маркиз (легких навесов или колпаков над дверями или окнами для защиты от дождя и снега – РИА «Воронеж»).

Из регламента
Так как причиной визуального загрязнения городов является отсутствие общих правил установки и согласования информационных конструкций, лучшим инструментом для решения этой проблемы является дизайн-регламент.
Из описания документа.

Авторы дизайн-регламента Воронежа учитывали опыт Москвы, Петербурга, Милана, Казани, Сиднея, Нью-Йорка, Лондона. По мнению разработчиков, введение правил помогает сохранить исторический облик городских центров. Однако в основу воронежского документа они внесли специфику и современную архитектурную политику областного центра. Дизайн-регламент - это не абстрактное решение, применимое для любой территории, а точный и специализированный инструмент для конкретного города.

Документ, разработанный столичной командой, представили воронежским властям в начале декабря. Как рассказал руководитель проекта, создатель журнала «Афиша» и института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер, работа над регламентом заняла полгода. За это время его авторы при содействии воронежских специалистов тщательно изучили историю Воронежа, его отличие от европейских и других российских городов. Авторы проекта отметили, что Воронеж – город с красивой архитектурой, однако облики зданий нарушены «избыточными вывесками и пристроенными конструкциями». Нелегальная реклама на стенах домов, избыточно пестрые и разнообразные вывески – все это встречается даже на центральных улицах Воронежа.

Из регламента
Если вы посмотрите на зону строгой регламентации, то увидите, что тут поименованы все улицы, фактически по всем по ним прошли. Дизайн-код Воронежа сопоставим с работой Артемия Лебедева, но это более широкая работа. В Москве они взяли за основу 11 центральных улиц и по каждому фасаду их проработали. Здесь такой степени детализации нет, но и описательным его не назовешь, поскольку авторы не просто описывают недостатки, но и предлагают конкретные правила и решения, вплоть до размеров вывесок и букв.
Андрей Еренков

ведущий советник в департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области, организатор архитектурного форума «Зодчество VRN».

Из регламента
В Москве эти изменения очень заметны. Раньше центр выглядел, как какая-то рыночная площадь с огромным количеством разномастных вывесок, каких-то крошек-картошек и прочего. Сейчас это действительно историческая Москва, красивая, с минималистичными вывесками, с деликатной подсветкой
Константин Кузнецов

ведущий архитектор БУ ВО «Нормативно-проектный центр»

– Даже вечером раньше там все пестрило какими-то скидками и баллами, а теперь это все очень аккуратно оформлено, четко выверена яркость и цвет подсветки в зависимости от стиля здания. Идешь по улице – и хочется рассматривать архитектуру, глаза не разбегаются от вывесок, одна ярче другой. У нас это тоже появится, – уверен архитектор.

Как будет работать дизайн-регламент?

Фото — Софья Успенская

Сам дизайн-регламент, составленный столичной командой и оформленный в виде 120-страничной книги, имеет только рекомендательную силу. Чтобы городская среда изменилась в соответствии с его советами, правила необходимо утвердить как нормативные акты.

Если говорить о статусе нормативного правового акта, то это - документ муниципального уровня. Чтобы правила получили юридическую силу, они должны утверждаться Воронежской городской думой. Но принять документ - еще не значит получить быстрый результат на улицах города. Внедрение правил в жизнь, безусловно, займет какое-то время. Это и общение с предпринимательским сообществом, и с архитекторами, дизайнерами, административными структурами, которые в той или иной степени участвуют в оформлении разрешительной документации. Для начала с ними должны все познакомиться и принять как руководство к действию – проектируешь ли ты входную группу или готовишь постановление главы города о переводе помещения из жилого в нежилой фонд. И это большой пласт работы, в том числе по ломке сложившихся в Воронеже стереотипов о красоте и эстетике оформления фасадов, входов и витрин. Регламентация должна быть даже в такой тонкой сфере, как дизайн городской среды.
Марина Ракова

заместитель руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области

Зачем нужен дизайн-регламент?

По ее словам, отголоски тех положений, о которых говорится в дизайн-регламенте, содержались в «Правилах благоустройства территорий…» Воронежа, но «в очень зачаточном виде». Разработанный же дизайн-регламент впервые строго и четко формулирует требования к внешнему виду города, показывая приемы как можно и как категорически нельзя поступать с фасадами. Детали очень важны, а им разработчики уделили достаточно внимания.

Что регулирует дизайн-регламент Воронежа?

Из регламента

Дизайн-регламент описывает, как должны выглядеть:

входные группы,  вывески,  панели-кронштейны,  штандарты,  таблички,  витрины,  маркизы,  крышные вывески,  выносные конструкции,  надувные конструкции.
Из регламента

Дизайн-регламент не регулирует:

рекламные конструкции,  рекламные площади,  остановки общественного транспорта,  таблички с номерами домов,  объекты городской навигации,  праздничную декорацию города,  освещение улиц.
Из регламента

Авторы регламента разделяют Воронеж на две зоны: зону строгой регламентации и зону общей регламентации.

Фото — Софья Успенская

Первая включает общегородской центр, крупные городские магистрали, памятники истории и культуры под охраной государства и другие ценные в историко-архитектурном отношении постройки. Эта зона ограничена улицами Кольцовская, 20 Лет Октября, проспект Революции, Степана Разина, набережная Массалитинова, Софьи Перовской, Петровская набережная, Выборгская.

Зона общей регламентации – это вся остальная территория города. Здесь требования менее строгие. Например, послабления касаются размеров и типов вывесок. Для зоны строгой регламентации предпочтительны вывески из отдельных букв, в то время как в зоне общей регламентации уместно могут смотреться вывески на непрозрачной основе и лайтбоксы. А вот набор допустимых объектов и правила расположения объектов остаются неизменными.

По словам Константина Подвязкина, авторы регламента разделили исторический центр, который состоит из старых домов, большинство из которых является объектами культурного наследия, и спальные районы с новостройками свободы больше. В зоне исторической застройки авторы регламента подходили к архитектуре «очень внимательно».

Первые этажи у нас сейчас «забиты» рекламой, и в одном из замечаний регламента прописано, что архитектурные детали, фасады нельзя закрывать какими-то бытовыми элементами. Буквы могут выступать над поверхностью, но все элементы исторического фасада должны быть оставлены в первозданном виде, что у нас редко где осталось
Константин Кузнецов

архитектор

Какие улицы изменятся первыми?

Первой пробной площадкой, на которой начнут действовать новые правила городского дизайна, станет улица Плехановская и дома вокруг Кольцовского сквера (№8, 9, 10, 11, 13, 14, 15 по площади Ленина). Как рассказал заместитель мэра по градостроительству Владимир Астанин, чиновники уже встретились с собственниками и арендаторами помещений. Они согласились с тем, что вывески необходимо упорядочить. Каждая организация получит специально разработанный индивидуальный дизайн-проект размещения вывесок с учетом фирменных особенностей (фирменный шрифт, цвет, требования к вывескам), пояснил вице-мэр. Первые результаты появятся уже в мае 2015 года.

Фото — Софья Успенская

По мнению Марины Раковой, если пилотный проект обустройства вокруг Кольцовского сквера будет быстро реализован, эффекты, а они будут наглядны, не заставят себя ждать. Сегодня же нам стоит чуть внимательнее задержаться взглядом, когда едем в автомобиле или стоим на остановке общественного транспорта, отвернувшись от здания гостиницы «Воронеж» (пл. Ленина,6), чтобы понять – так не должно быть в городе, почитающем свое культурное и архитектурное достояние.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.