«Дистант пройдет, мы останемся». Воронежские психологи – о душевном равновесии на удаленке
Специалисты советуют следить за режимом дня и отдыхать от гаджетов
Елена Миннибаева, 13 ноября 2020, 07:00
Воронежские школьники вернулись к занятиям после продолжительных осенних каникул. По решению оперативного штаба по борьбе с коронавирусом в Воронежской области в обычном формате с 9 ноября приступили к учебе только дети начальных классов. В пятых и шестых классах дистант чередуется с обычными уроками, а школьники седьмых – 11-х классов учатся дистанционно.
О том, как уберечь психическое здоровье детей и родителей на удаленке, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали практикующие психологи.
Андрей Головчинский, психолог:
– В первую очередь важно понимать, что дистанционное образование – это временная мера в экстремальной ситуации и можно попробовать относиться к этому как к совместному приключению, которое может сблизить вас с ребенком. Планируйте учебный процесс вместе, разделяйте ответственность, придумайте собственную игровую систему вознаграждений. Поощряйте самостоятельность ребенка в выполнении заданий. Сначала может быть непросто позволить ребенку выполнять задания, которые ему по силам, не вмешиваясь и не ускоряя процесс, но позже это окупится для вас свободным временем.
Ценным для ваших отношений будет сохранение роли принимающего родителя, а не переключение себя на роль требующего педагога. Тогда вы останетесь опорой для ребенка и сможете рассчитывать на выполнение его обязательств из любви и уважения к вам, а не из страха и вынужденной ситуации. Это ваша общая сложность, и полезно подчеркивать общее, а не увеличивать дистанцию между вами. На войну уходит больше ресурсов, чем на совместный, пусть и сложный, труд.
Важно уделять внимание осознанной мотивации к обучению. Ребенку не с кем себя сравнивать в отсутствие других детей, и поддержка мотивации в условиях дистанционного обучения ложится на плечи родителей.
Конечно же, стоит позаботиться о себе: ограничить информационный шум, оставить только самые важные чаты с учителями и родителями, постараться не вступать в конфликты там, где это возможно, беречь себя от лишних переживаний.
И помните: все справляются по-разному. Нет идеальных родителей и нет идеальных детей. Поэтому в первую очередь физическое и психическое здоровье вашей семьи – и только потом стандарты системы образования.
Наталия Дашкова, психолог:
– Жить или выживать? На что акцент направлен? Хотим ворчать, раздражаться, искать виноватых? Будем выживать. Хотим насыщенной, позитивной реальности, где есть место учебе, игре, прогулке и совместной семейной деятельности? Да будет так! Если бы мне было лет 12 и я бы столкнулась с дистанционной системой, я бы точно хотела гулять! Поэтому, как психолог, рекомендую: гуляйте!
Выходите за пару часов до сна на прогулку вместе с детьми. И с собакой, если она есть. Мозгу, сердцу, легким нужен свежий воздух. Дышите! Мышцам и кровеносной системе нужны движения. Двигайтесь! Мозг ликует от новых нейронных связей. Поэтому меняйте как можно чаще привычную траекторию. Выбирайте для прогулки новые улицы, дворы, кварталы. Найдите места, которые вам больше всего нравятся. Пусть это будет ваше место силы, где вы будете черпать вдохновение. Качели. Лавочка под березой. Аллея, освещенная фонарями. Потому что, во-первых, пешая прогулка активизирует работу головного мозга и полезна организму. Во-вторых, новая информация – отличная пища для ума. А в дистанционке угнетающим фактором является монотонность, обыденность четырех стен.
А еще мозгу очень полезно переключаться, менять виды деятельности. Можете гулять семьей, можете взять с собой одноклассников с родителями. А если совсем прижало и не хочется никого видеть, просто побудьте в тишине. Одиночество иногда целебнее живой воды и действеннее любого успокоительного. Кстати, порекомендую спа-процедуры, массаж и любой вид релаксации. Это важно для психогигиены родителей.
Снимайте видео для соцсетей. Лет через -дцать ваши повзрослевшие дети будут с благодарностью вспоминать этот кусочек семейной истории. И да, можно играть, вспоминать забытые развлечения. Не все же в телефоне зависать. Можно делать смешные селфи.
Если бы я сейчас была школьницей, мне бы очень хотелось, чтобы мои родители были заняты своими собственными, очень важными и интересными делами. Тогда у меня появилась бы возможность заниматься тем, что я люблю. Когда моя помощь будет нужна, я помогу! Но хотелось бы, чтобы меня позвали и дали четкую инструкцию: например, сходи в магазин и купи что-либо, или приготовь что-то, или подмети. Чтобы не было размытого «сама догадайся, что нам нужно». Будет круто, если меня похвалят за результат или пошутят!
Итак, что мы хотим: жить на дистанционке или выживать? Будем ресурсны – справимся и станем примером для своих детей. Дети же все видят, родители для них главный образец поведения.
Мария Ахмедханова, психолог:
– На мой взгляд, очень важно четко разграничить время между обучением и отдыхом. Должно быть отведено определенное время для уроков и отдыха – как для детей, так и для родителей. Родитель должен создать для ребенка четкую структуру занятий, этим он значительно облегчит жизнь себе и ребенку. Это поможет избежать капризов и нежелания делать уроки.
Обязательно нужно позаботиться о качественном отдыхе. Желательно без телефонов и телевизоров. Например, устроить семейный теплый вечер, где ребенок увидит любящую маму, а не раздраженную и заставляющую делать уроки.
Детям очень важно ощущать, что их просто любят, видят, чувствуют и понимают. Это дает много сил и уверенности. Но измотанный родитель вряд ли сможет это дать ребенку, поэтому в первую очередь стоить позаботиться о себе. И каждый день взрослые должны находить время для себя: принять ванну с ароматическим маслом, прослушать медитацию, например. Это простые, на первый взгляд, действия очень хорошо возвращают в тело и успокаивают разум.
Марина Лисавенко, сказкотерапевт:
– Безусловно, дистанционное обучение в апреле и мае не сделало счастливыми ни родителей, ни детей, ни учителей. Это далось всем нелегко, да еще в условиях пребывания дома 24 на 7. Я, как мама троих школьников (15-ти, 13-ти и девяти лет), признаюсь, была слегка шокирована. Но мы все получили бесценный опыт.
Итак, первая трудность, с которой столкнулась не только я, это сбившийся режим. На мой взгляд, для психологического здоровья ребенка важная составляющая – режим дня. Поэтому не отклоняйтесь от него.
Второе – паника от нахлынувших домашних заданий в режиме виртуального потока. Дорогие родители, без паники! Главное – составить расписание и следовать ему. Расписание, написанное на большом листе из остатков обоев, сильно облегчило нам жизнь.
Третье – и самое главное: как не сойти с ума от постоянного пребывания дома? Лично нас спасали совместные настольные игры, особенно я рекомендую их для детей старшего возраста. Мы играем в «Монополию», «Твистер», «Имаджинариум». Для детей помладше незаменимы настольные игры из серии «бродилки», раскраски и, конечно же, совместное сочинение сказок.
Как сказкотерапевт, я уверена, что именно сказки способны уберечь нашу психику. Мы сочиняли, читали, перечитывали, обсуждали. Находили новое, смеялись над тем, чего раньше в сказках не замечали. И очень полюбились моим детям метафорические ассоциативные карты, а мне они помогали наблюдать за внутренним состоянием моих детей. И надо сказать, что совместное приготовление новых блюд, найденных по очереди каждым членом семьи, конечно же, несложных, а потом и совместная трапеза очень укрепляют дружественные отношения.
И, как не крути, без спорта никуда. Сидеть дома вредно для легких, для мышц, для общего состояния человека, поэтому, как в старые добрые времена, «на зарядку становись!» Хотите – вместе с тренерами в режиме онлайн на просторах интернета, хотите – включайте спортканалы. Неважно как, но двигаться необходимо. Открывайте окна и дружной командой занимайтесь спортом. Мы, например, с детьми менялись: каждый день каждый проводил свою тренировку. И так незаметно прошли полтора месяца самоизоляции, теперь мы знаем, как выжить в замкнутом пространстве и не сойти с ума.