Девушки в небе. Как связаны с Воронежем летчицы из «Ночных ведьм»
Четыре версии экспертов.
Анастасия Сарма, 5 мая 2020, 14:15
«Небесный тихоход», «В небе «ночные ведьмы» – эти военные фильмы посвящены знаменитым девушкам – летчицам 588-го ночного бомбардировочного полка, который был создан по инициативе летчицы Марины Расковой. Полк полностью состоял из девушек, которые летали на опасных фанерных самолетиках По-2. Их панически боялись немцы, и именно они дали полку неофициальное название – «Ночные ведьмы». «Ведьмы» приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии.
Воронежские историки Олег Бобров и Татьяна Чернобоева в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» высказались о том, что «Ночные ведьмы» летали и над Воронежской областью. Есть и другие версии. Но как минимум одна ниточка точно соединяет «Ведьм» с Воронежем. Подробнее – в этом материале.
Как появились женские полки?
До осени 1941 года у Красной армии не было женских авиаполков. Ход истории изменила советская летчица-штурман Марина Раскова – та самая, которая вместе с Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой в 1938 году совершила первый беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток. Она лично обратилась к Сталину с просьбой пустить женщин в военную авиацию. Так, по инициативе Марины Расковой, в Энгельсе была сформирована авиагруппа из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного легкобомбардировочного. Как правило, записываясь в полк, девушки уже имели летную подготовку, которую проходили на базе аэроклубов.
В 1943 году 586-й истребительный полк дислоцировался на воронежском аэродроме Придача. Летчицы, летавшие на самолетах Як-1, прикрывали от фашистских налетов железнодорожные узлы Воронежа, Касторной и мосты через реки Дон и Воронеж.В 587-м бомбардировочном полку, командиром которого стала Марина Раскова, девушки летали на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 (в народе – «пешках»). По словам общественника и руководителя правления воронежского филиала Военно-спортивного союза «Калашников» Валентина Котюха, который изучает тему Великой Отечественной войны, после гибели Марины Расковой 1 января 1943 года ее полк передислоцировался на аэродром села Хохол-Тростянка Острогожского района.
– Полк был в составе Воронежского фронта, но боевых действий не вел – девушки занимались боевой учебой. Они были здесь с 1 февраля по 27 апреля 1943 года, – уточнил Валентин Котюх.
На карте боевого пути 587-го полка видно, что он прилетел в село из Тамбова. Покинув Хохол-Тростянку, переместился в Борисоглебск, а оттуда полетел в Шахты. Временно исполняющим обязанности командира полка была командовавшая первой эскадрильей Евгения Тимофеева. Начальником штаба – Милица Казаринова.
– В Хохол-Тростянке жил Василий Муравьев. Он мне рассказывал, что в годы войны хотел попасть в этот полк, но его не пускали – полк был женским, – рассказал Валентин Котюх.
Почему «Ведьмы» летали ночью?
В 588-й ночной бомбардировочный полк, который впоследствии был преобразован в 46-й гвардейский Таманский авиационный полк легких ночных бомбардировщиков, брали исключительно девушек от 18 до 25 лет. Летчицы были неуловимы для противника.
– «Ночные ведьмы» делали немыслимые вещи. Подлетая к цели, они глушили двигатель и шли практически на бреющем полете. Немецкие радары не могли их засечь. Раздавался легкий шелест, который напоминал шуршание метлы. Сначала в небе виднелся огонек, затем на гитлеровцев летели гранаты, небольшие бомбы, фугасы, – рассказал Олег Бобров.
«Метлами» девчат были легкомоторные «кукурузники» – учебные бипланы У-2 – или По-2 (самолет Поликарпова), которые имели легкую бомбовую нагрузку и маленькую скорость.
– Летчицы работали исключительно ночью, потому что днем их самолеты-бипланы становились легкой добычей: они имели маленькую скорость, а из вооружения у летчиц поначалу были пистолеты. Только с 1943 года в самолетах начали появляться маленькие пулеметы. На самолетах не было защиты от пуль и осколков, у летчиц не было парашютов – вместо них под «брюхо» самолета подвешивали бомбы. Словом, если в самолет попадал снаряд, девушки были обречены на смерть, – добавил историк.
Сбросив бомбы на противника, «Ночные ведьмы» возвращались на аэродром, чтобы снова вооружиться и лететь на задание. За ночь храбрые девушки совершали от пяти до 12 вылетов. Бомбы сбрасывали на немецкие укрепления, в тыл врага и на его склады.
Гитлеровцы «Ночных ведьм» ненавидели и боялись. За каждый сбитый самолет этих отважных девушек немецкие летчики получали престижную награду Третьего рейха – «Железный крест».
– Немецкие офицеры писали своим родным: «Не так страшна советская авиация, как "Ночные ведьмы". Во-первых, они не дают спать, во-вторых, никогда не знаешь, где тебя накроет смерть», – отметил Олег Бобров.
Но вскоре немцы начали принимать меры безопасности – включать прожекторы, светящие в небо.
– Летчицы стали летать парами: один самолет попадал в лучи прожектора и привлекал к себе внимание, а второй производил бомбовый сброс, – сообщил Олег Бобров.
За время войны в полку погибли 32 девушки.
Как «Ночные ведьмы» связаны с Воронежем?
Версия №1. Полк воевал на Воронежском фронте и стоял в Воронежской области
Первоначально 588-й ночной бомбардировочный полк состоял из двух полков, которыми командовали Евдокия Бершанская и Валентина Гризодубова. Полк Евдокии в шутку прозвали «Дунькиным полком». По словам Олега Боброва, он воевал на Воронежском фронте:
– Базировались полки «Ночных ведьм» на так называемых аэродромах подскока, которые предназначались для кратковременной стоянки для дозаправки и ремонта воздушных судов. Такие аэродромы располагались либо в ближнем тылу (это позволяло долетать до немецких позиций за несколько минут), либо на нейтральной территории.
Олег Бобров утверждает: боевой путь «Ночных ведьм» начался на оборонительной Воронежско-Ворошиловградской операции (июнь – июль 1942 года) – тогда полк базировался в Ворошиловграде. После освобождения Воронежа аэродром «Ночных ведьм» также дислоцировался в селе Хохол-Тростянка Острогожского района, которое освободили в начале 1943 года в ходе Острогожско-Россошанской операции.
– Во время Воронежско-Касторненской операции 40-я армия освободила Горшечное. Войска Воронежского фронта собирались нанести удар по противнику (на Касторное), но у танковых частей закончилось горючее. Их выручили девушки на ночных бомбардировщиках У-2, которые доставляли нашим войскам дизельное топливо и бензин. Среди них были Герои Советского Союза Руфина Гашева и Наталья Меклин, – отметил Олег Бобров.
Историк добавил, что над Доном, в Воронежской области, девушки летали до самой Курской битвы:
– Перед Курской битвой летчицы по ночам бомбили немецкие позиции и не давали немцам определить сосредоточение советских войск на Курской дуге.
Версия №2. Полк воевал на Воронежском фронте, но мог не иметь отношения к Воронежской области
Такого мнения придерживается председатель областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Станислав Ходаковский.
– Воронежский фронт не значит Воронежская область – он занимал большую территорию. Авиационным полкам необязательно было располагаться на территории Воронежской области – они могли быть на таком расстоянии, чтобы им хватило горючего совершить бомбометание. У-2 часто использовались и в разведке – они были тихоходными, малозаметными, ночами они доставляли грузы и забирали раненых. Их диапазон был очень широкий. Располагаться «Ночные ведьмы» могли и не на территории Воронежской области, а в соседних областях – в тылу. Воронежский фронт участвовал в Курской битве, там действовали наши авиационные части. Также они участвовали в боях на территории Курской, Белгородской, Орловской областей, Харьковской области. Двадцатого октября 1943 года Воронежский фронт переименован в 1-й Украинский.
Версия №3. Одна из «Ночных ведьм» жила в Воронеже
Заведующая музеем истории Воронежского педуниверситета Татьяна Чернобоева показала советскую книгу-альбом с фотографиями девушек из «Ночных ведьм». Книгу «46-й гвардейский Таманский женский авиационный полк», которую Татьяна Чернобоева до этого не встречала, в музей пединститута принесла жительница Воронежа Мария Забавникова.
На первой странице приклеена фотография летчицы Валентины Полуниной, а рядом подпись: «Дорогой Людмиле Васильевне от подруг Вали». Ниже – подлинные подписи, среди которых можно четко различить подписи старшей летчицы, Героя Советского Союза Раисы Ароновой, командира звена Героя Советского Союза Ирины Себровой, начальника штаба 588-го авиаполка Ирины Ракобольской (впоследствии она написала книгу «Нас называли «Ночными ведьмами»), старшего техника Нины Бузиной.
Хозяйка фотоальбома рассказала Татьяне Чернобоевой, что Людмила Васильевна, которой адресован альбом, – тетя летчицы Валентины Полуниной, родня которой жила в Воронеже.
– Мария Забавникова говорила, что родители Валентины жили здесь и до войны, и после. В 1977 году летчицы «Ночных ведьм» приезжали в Воронеж и заезжали в гости к маме Валентины Полуниной, но ее уже не было в живых – их встретила тетя, – сообщила Чернобоева.
Заведующая музеем предположила, что Валентина Полунина жила в Воронеже. К сожалению, хозяйка альбома, Мария Забавникова, отказалась разговаривать об этом с корреспондентом РИА «Воронеж».
Информации о Валентине Полуниной мало. Она родилась в 1917 году в городе Рассказово Тамбовской области. В Красную армию была призвана Тамбовским РВК в 1942 году.
– Валентина была старшим летчиком «Ночных ведьм» в звании гвардии сержанта. Валентина участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма, наносила бомбовые удары по объектам врага. Она летала с механиком Глафирой Кашириной, – отметила Татьяна Чернобоева.
С марта по сентябрь 1943 года летчицы участвовали в прорыве «Голубой линии» – системы укреплений гитлеровцев на Таманском полуострове. В ночь на 1 августа девушки погибли. Татьяна Чернобоева отметила: по одной версии, их самолет был сбит огнем зенитной батареи, а по другой – девушек сбил немецкий «мессершмитт».
Могила Валентины находится в селе Русское Молдаванского сельского совета Краснодарского края.
– В ту же злополучную ночь погибли еще шесть девушек: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой. Глафира Каширина посмертно была награждена орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. А Валентина почему-то нет, – добавила Татьяна Чернобоева.
Кстати, есть одна ниточка, которая точно связывает «Ночных ведьм» с Воронежем: двигатели М-11 для их фанерных бипланов делал Воронежский механический завод.
– Раиса Аронова, Герой Советского Союза, писала рабочим мехзавода. В письме она говорила о том, что воронежские моторы работают отлично и не подводят летчиц, – рассказала Татьяна Чернобоева.
Версия №4. «Ночные ведьмы» и Воронеж никак не связаны
Валентин Котюх отметил, что полка Евдокии Бершанской в Воронеже и области не было. Похожая точка зрения и у краеведа Владимира Елецких.
– Может, «Ночные ведьмы» и пролетали над Воронежской областью, но точно не базировались здесь. Воронежского фронта в Воронеже не было – у нас был Юго-Западный фронт. Его штаб находился в здании на улице Сакко и Ванцетти, 80. Позже фронт стал называться Воронежским. Увы, военные нас запутали, – отметил Владимир Елецких.