Десятый воронежский Платоновфест открылся спектаклем «Время секонд хэнд»
Постановку омского драмтеатра по книге Светланы Алексиевич показали в концертном зале.
Олеся Шпилева, 15 сентября 2020, 17:29
Театральная программа десятого воронежского Платоновского фестиваля открылась в понедельник, 14 сентября. Первым спектаклем в афише форума стала постановка Омского академического театра драмы «Время секонд хэнд» по одноименному произведению белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. Показ прошел в Воронежском концертном зале.
Перед началом спектакля к зрителям обратились организаторы и попечители Платоновфеста.
– Хочу отметить, что если бы не умная, любопытная, заинтересованная публика, которая есть в Воронеже, такой фестиваль, как Платоновский, никогда бы не состоялся и не был бы востребован, – отметил худрук форума Михаил Бычков.
Как и другие произведения Алексиевич, «Время секонд хэнд» написано в художественно-документальной манере, по результатам интервью с реальными людьми. Темой книги и спектакля стал распад СССР. Одно из важнейших событий в истории XX века разные люди восприняли по-разному – многоголосие их мнений и стремились продемонстрировать создатели постановки.
– Почти все артисты, занятые в постановке, сами пережили эти события. Мы помним и 19 августа 1991 года, и первые выборы в 1986 году. Все это настолько в нас сидит, что нужно было только выпустить. На первых читках многие плакали, мы не могли спокойно произносить эти тексты. У режиссера было задание одно: чтобы в зрительном зале возникло сопереживание. Сейчас со всеми событиями и в нашей, и в соседних странах, спектакль приобрел актуальность. Сложность для нас в том, чтобы остаться в рамках слов очевидцев, не дать себя захлестнуть эмоциям, – рассказала исполнительница одной из ролей Татьяна Филоненко.
Актриса сообщила, что долгие годы вела переписку со Светланой Алексиевич, хранит ее книги с автографами, а однажды во время гастролей весь состав спектакля по другому ее произведению – «У войны не женское лицо» – встречался с писательницей в домашней обстановке. Дружеские отношения повлияли и на восприятие материала: Алексиевич часто обвиняют в додумывании документальных историй ее героев, но артисты омского театра верят ей безоговорочно.
Актриса Валерия Прокоп, которая за роль в спектакле «Время секонд хэнд» получила «Золотую Маску» в 2019 году в номинации «Лучшая женская роль второго плана», поделилась:
– Материал, конечно, непростой. Когда мы только начинали работу над постановкой, режиссер не делал назначений на роли. Он сказал: «Кто не сможет, кто не принимает этот материал – откажитесь». И несколько человек действительно ушли. Но лично мне текст сразу понравился безумно, было очень интересно. Знакомые рассказывали, что после спектакля заметили за собой нечто удивительное: мужья и жены, братья и сестры, родители и дети – все шли молча. Никто ничего не обсуждал, никто ни с кем не спорил, хотя позиции в спектакле показаны очень разные.
Спектакль омского театра разворачивался в двух плоскостях. На сцене актеры выступали со своими монологами – тут была и бывшая сотрудница райкома, и мать сына-самоубийцы, и пенсионер, ругавший любую власть, и мужчина, на чье детство все советское наложило травмирующий отпечаток, и женщина с исключительно счастливыми воспоминаниями о советском детстве. А над сценой развернулась студия, снимавшая видео, которое передавалось на экран в режиме онлайн. На кадрах возникали фантазии на тему прошлого – стандартные интерьеры, улицы с домами в стиле конструктивизма и советскими автомобилями, красные знамена, пластмассовые игрушки и многое другое. Все это делало взгляд на описываемые события многоплановым, а не исключительно негативным или позитивным.
Показ спектакля «Время секонд хэнд» прошел в Воронеже в рамках сотрудничества Платоновфеста с фестивалем и премией «Золотая маска».
Платоновский фестиваль искусств впервые проходит в Воронеже в сентябре – в июле его не смогли провести из-за пандемии. Программа юбилейного форума в связи с закрытием международных границ получилась полностью российской. На событиях театральной и музыкальной программ фестиваля количество зрителей не ограничат, так как билеты на них распродали задолго до введения ограничительных мер. На выставки Платоновского ограничения все же распространятся – одновременно в музее смогут находиться не более 20 человек. Всем посетителям театров и музеев без личных средств защиты бесплатно раздадут фирменные маски – их оформили в стиле японского театра кабуки.