Десятый Платоновфест завершился в Воронеже спектаклем о вечном споре искусства и зрителей
«Рыцаря пламенеющего пестика» привез московский театр Пушкина.
Олеся Шпилева, 28 сентября 2020, 09:35
Спектаклем – закрытием десятого Платоновского фестиваля в Воронеже стал «Рыцарь пламенеющего пестика» Московского драматического театра имени Пушкина. Финальные показы прошли в Воронежском концертном зале в субботу и воскресенье, 26 и 27 сентября.
В основу постановки легла одноименная пьеса британского драматурга XVII века Фрэнсиса Бомонта. В столичном театре спектакль поставил знаменитый английский театральный режиссер Деклан Доннеллан. Сюжет развивается в двух плоскостях. В одной из них актеры играют на сцене романтическую пьесу «Лондонский купец», которую якобы некий авангардный режиссер решил очень своеобразно: с минималистичными однотонными декорациями, полностью черными костюмами актеров и строгим следованием тексту. Пара «зрителей» из зала возмущаются его подходом, начинают комментировать и критиковать спектакль, а потом и вовсе забираются на сцену и становятся участниками действа, раздают актерам советы и даже назначают своего племянника исполнителем одной из ролей.
– Сейчас все считают себя экспертами во всех областях, начиная с вирусологии и заканчивая футболом, медициной, музыкой. А уж театр – само собой. Это такая конфликтная история о том, кто побеждает: верящие в свое дело артисты или люди, для которых театр существует. Чтобы иметь возможность приглашать в театр Деклана Доннеллана, Юрия Бутусова, Дмитрия Крымова и других режиссеров, которые славятся своими высказываниями как художники, конечно, нужно иметь, грубо говоря, жирную материальную базу. Потому что некоторые режиссерские фантазии можно обслужить, только имея средства. Но все-таки репертуарный театр существует для зрителя. И совсем не ориентироваться на него мы не можем, – рассказала помощник худрука театра Екатерина Коновалова.
Сами артисты, задействованные в постановке, признались, что не имеют однозначного ответа на вопрос о том, вправе ли зритель высказываться о спектакле. С одной стороны, зритель приходит смотреть на высказывание художника. С другой, он заплатил за это деньги и может иметь собственное мнение.
– Это вечный спор – культура или развлечение. Культура, за которую мы платим деньги, превращается в развлечение. Развлечение требует обслуживания. Так что же нам делать – обслуживать или высказываться? Этот спор никогда не будет разрешен. Но наш спектакль очень зависит от города, в котором мы его играем. Во многих городах мы чувствуем, что зрители выбирают развлечение, активнее реагируют на эту сторону нашей истории. Мы каждый раз наблюдаем, за что голосуют люди, – отметил исполнитель одной из ролей Андрей Кузичев.
Воронежский зал не занял единой позиции. Зрители охотно смеялись, когда артисты, изображавшие зрителей, лезли к актеру за автографом и селфи прямо во время представления. Но и на немые взгляды «настоящих артистов», у которых в режиме реального времени отбирали спектакль, реагировали с сочувствием.
– Художника надо судить по его законам и не мешать ему высказываться. Если ты не приемлешь его язык, это твои проблемы. Найди того, кто тебе близок. Безупречных произведений крайне мало, и почти все они становятся классикой, нашим общемировым достоянием. В наше время сложно определить, что хорошо, а что плохо, для каждого человека ответы будут разными. Пусть все цветы растут, – подытожила актриса Агриппина Стеклова.
Спектакль, разрушающий «четвертую стену», традиционно разделяющую актеров и зрителей на сцене, получил множество премий и наград: «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль», премию газеты «Московский комсомолец» в трех номинациях, а также вошел в лонг-лист премии «Золотая маска» – 2020.
Десятый Платоновский фестиваль искусств впервые проходил в Воронеже в сентябре – из-за пандемии коронавируса форум не смогли провести по привычному расписанию в июне. Программа фестиваля стала полностью российской – иностранные артисты не смогли прилететь в Россию из-за закрытых границ.