Деревянных дел мастер. Житель Воронежской области обставил дом мебелью ручной работы
Анатолий Вихров изготовил стенки, стулья, багеты.
Наталья Тарабрина, 18 января 2020, 09:00
В доме жителя Грибановского района Анатолия Вихрова из заводской мебели – только диваны и кресла. Остальное он сам вырезал из дерева. Супруга Татьяна, с которой они вместе уже 45 лет, помогала. Мастер из поселка Грибановский рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», с чего началось его увлечение резьбой по дереву и сколько времени уходит на каждую вещь, а также поделился некоторыми секретами мастерства.
Вырезать по дереву мужчина начал с 2000 года. Тогда у него не было работы. Когда пригласили учить ребят резьбе в Центре детского творчества, не отказался.
– Я всю жизнь трудился в сфере строительства. В течение 25 лет был мастером, прорабом, начальником и так далее. А когда предложили пойти в ЦДТ, мне 50 лет уже было. Поглядел, как ребята вырезают, и сам начал. Моя первая работа – разделочная доска. Сделать ее оказалось несложно: до этого я точил по дереву, – вспомнил Анатолий Вихров.
Еще школьником он лобзиком вырезал полочки, шкатулки. Всему учился самостоятельно.
– Способностей художника у меня нет. В школе хорошо знал черчение, это помогло. Главное в резьбе – все правильно разметить. А какой рисунок нанести – придумывал сам. В моих группах всегда детей было много. Каждому нужен свой рисунок. Отсюда и рождались новые идеи, – поделился мастер.
Чтобы что-то вырезать, нужно сначала нарисовать эскиз на бумаге, все измерить, а после перенести его на дерево.
В работе Анатолий Вихров использует только липу. Причем есть нюансы:
– Если липа срезана летом или в начале весны, она не годится, так как в древесине много влаги. Изделие из такого материала лопнет при последующих сушке и использовании. Срезать нужно в январе-феврале. Если липу сушить искусственно, она внутри будет сырой. Поэтому материалу нужно два года полежать – тогда он легко режется. Еще можно делать из тополя, но у нас он весь поражен чем-то. А дуб я не использовал: материал хороший, но твердый, ребенок не сможет с ним работать.
Сейчас в доме Анатолия Вихрова и его супруги из липы вырезаны стенки, столики, стулья, бельевые корзинки – то есть почти все, вплоть до ваз, в которых стоят искусственные цветы. Побыв немного в комнате, замечаешь, что даже багеты явно не из магазина.
Есть среди работ жителя поселка и декоративные – например, картины.
– Такое вырезать долго, дело кропотливое, но интересное. Дети подобное изготавливать не будут, это больше для души, – поделился Анатолий Вихров.
На каждую вещь нужно разное количество времени:
– Чаще всего уходит неделя. Больше всего времени трачу на заготовку. Доски надо отфуговать, склеить, зачистить, пройти фрезой. Лакировка занимает от трех дней. Так, стенку, которая стоит в зале, я делал полгода.
Ребята, которые ходили к нему на занятия по резьбе, начинали с разделочных досок. Потом делали нарды, подносы, хлебницы и многое другое.
– Первые работы у всех неудачные. Поэтому новичкам давал толстые доски. Если работа плохая, то я ее на станке опять выравнивал. Из заготовки вырезали снова, – рассказал Вихров.
На занятия ходили не только мальчики. Одна из учениц, например, сделала своей сестренке набор детской мебели.
– Все зависит не от пола или возраста, а от способностей. Если они есть, ребенок вырежет легко, – считает Анатолий Вихров. – С некоторыми учениками мы общаемся до сих пор, хотя я уже восемь лет не преподаю.
Сейчас ему и дома вырезать нечего – пока и у него, и у детей все есть. Но если что-то потребуется, мужчина готов снова взять в руки резак.
Жена Татьяна всегда помогает – супруги с первых дней брака все делают вместе.
– Одному трудно с деревом работать, ни отфуговать, ни склеить. Не пойдет же ко мне кто-то чужой, – заметил резчик.
Пара не может сидеть без дела. У них много совместных увлечений – например, они собирают грибы, ловят рыбу, разводят цветы. Только китайской розы в доме 36 горшков.
– Мы всю жизнь никуда друг без дружки, – признался Анатолий Вихров. – Бывает в семьях, что муж гуляет от жены, она от него... У нас такого быть не может, мы же всегда рядом, когда на сторону-то ходить? Мы и сейчас просто за хлебом вместе идем. Если я один, меня уже спрашивают, где жена? Поэтому и живем так долго.
А вот ссоры у супругов случаются, и они считают это абсолютно естественным.
– Каждый день ругаемся, – смеются они. – Я спрашиваю: «Таня, куда отвертку дела?!». Всеми инструментами она заведует.
Чуть больше двух месяцев назад у Анатолия Вихрова появилось новое увлечение:
– В нашем клубе собирали пенсионеров. Директор попросила показать свои работы. Там я встретил Валентину Михайловну из дома престарелых – она выставила свои картины. Необычные. Там на натянутых клеточках из нити сверху нашиты связанные ниточки. Мне эта идея понравилась…
Еще ребенком Анатолий Вихров научился у своей тети Лизы, у которой проводил праздники в Алабухах, делать салфетки на пяльцах. Мальчик увидел, чем занимается родственница, и сам попросил показать, как это делается. Тот опыт помог ему теперь освоить новое увлечение:
– Когда я приехал к Валентине Михайловне, она мне показала, как делала свою работу. А дома стал первую картинку изготавливать и понял, что мне что-то не так рассказали. Тогда придумал свой способ, теперь делаю по-своему.
Как эта техника называется, Анатолий Вихров не знает. Новые идеи ему ищут внуки в интернете.
Кстати, внуков дедушка уже научил резьбе. Сейчас младший, который, как и братья, вырезал по дереву с раннего детства, ходит на занятия в районный Центр детского творчества – туда ближе, чем к дедушке. Участвует в конкурсах и уже даже побеждал.