Вечерняя школа в советское время: днем работаешь на заводе – вечером учишься. В девяностые «вечерка» превратилась в школу социальной защиты и реабилитации подростков, не нашедших себя в «детском» учебном заведении.
Светлана Емельянова, 25 августа 2012, 15:03
Не ждали
С нового учебного года вечерние школы Воронежа ждет серьезная реорганизация: вместо действующих на сегодняшний день семи школ такого типа останется всего четыре. Решение о необходимости этого шага приняли депутаты Воронежской городской Думы во время сессии 11 июля. Инициатором идеи выступила администрация города.
После реорганизации перестанут существовать вечерние школы №5, №6 и №15. Их присоединят к вечерней школе №11, располагающейся в центре Воронежа на улице Комиссаржевской. Эту новость директоры расформировываемых школ узнали совершенно неожиданно - всего за три недели до начала учебного года.
- Мы готовились, делали косметический ремонт, в некоторых кабинетах даже установили пластиковые окна, а тут вдруг такая новость, - взволнованно рассказывает нашему корреспонденту учитель физики вечерней школы №15 Людмила Коденцева, в качестве доказательства распахивая двери еще пахнущих свежей краской уютных аудиторий.
Единственная бумага, которая находится сейчас на руках у педагогов расформировываемых школ, – это постановление городской администрации от 9 августа. В приложении к нему указан перечень мероприятий, которые в кратчайшие сроки должна провести администрация школы №11. Никаких рекомендаций и руководства к действиям для работников остальных школ в документе нет, что приводит педагогов в замешательство и заставляет волноваться не только за судьбу своих учеников, но и свою.
- 30 июня мы получили распоряжение специальной комиссии о приостановлении набора новых учеников, а теперь и постановление городской администрации, - рассказала директор школы №5. – Вообще, мы подчиняемся городскому департаменту образования, но никаких официальных бумаг от них я пока не получала, поэтому сейчас в растерянности, как мне поступить. До 1 сентября осталось совсем немного времени, все учителя пока в отпуске, а их всех нужно предупредить. Но я сама еще не знаю, как все это будет происходить.
Досдать и пересдать
Необходимость оптимизации в горадминистрации мотивируют тем, что учащиеся и выпускники вечерних школ не могут похвастаться хорошей успеваемостью и удовлетворительными знаниями обязательной школьной программы.
- В вечерних школах наблюдается значительное количество учащихся, отчисляемых в течение учебного года, - пояснили нам в городском департаменте образования. - Так, в 2011-2012 учебном году из вечерних школ было отчислено 336 обучающихся, из них 213 - из выпускных классов. Единый государственный стандарт и федеральный базисный учебный план в системе вечернего образования выполняются не в полном объеме. В полной мере это доказала прошедшая государственная итоговая аттестация.
По результатам ЕГЭ в 2012 году 35,5% выпускников вечерних школ по математике и 21% по русскому языку не преодолели минимального порога и 121 человек получили справки по окончанию школы, сообщили в департаменте. В школах не отрицают, результаты ЕГЭ у выпускников вечерних школ, действительно, оставляют желать лучшего.
- Но даже если выпускник получил двойку за ЕГЭ, он имеет право на следующий год пересдать. И нередко наши ученики этим пользуются, - говорит Людмила Коденцева, в этом году выпустившая 11 класс. – Уже не являясь учеником нашей школы, выпускник весь год может ходить к нам на консультации и готовиться к пересдаче без всякого платного репетиторства. В этом году двое так и сделали, и со второй попытки сдали ЕГЭ. Кроме того, некоторые ученики приходят в вечернюю школу, чтобы просто получить справку о ее окончании. Им даже не нужен аттестат.
Одно дело – план…
Еще одной причиной, по которой, по мнению представителей департамента, число вечерних школ нужно существенно сократить, чиновники называют тот факт, что учебные планы вечерних школ Воронежа не соответствуют базовому учебному плану, утвержденному приказом Министерства образования России и требуют принципиальных изменений. По словам чиновников, фактически во всех школах используется сокращенная форма обучения на старшей ступени, что является нарушением действующего законодательства. Согласно приказу, нормативный срок освоения учебных программ за курс среднего (полного) общего образования - три года.
- Мы не можем отступить от базисного учебного плана, – возражает Людмила Коденцева. – Если план предусматривает определенное количество часов на изучение того или иного предмета, мы столько часов и выделяем. Мы два года попытались работать только по трехлетней программе, но это оказалось неудобно для самих учащихся. Если к нам приходят ребята, отучившиеся один год в техникуме или в 10 классе дневной школы, предоставляют академическую справку, не будем же мы им читать тот же курс повторно. Мы просто даем им программу за то же количество часов, но в более сжатые сроки, при этом ничего не сокращая. У нас индивидуальный подход к каждому. Поэтому параллельно есть двухгодичные и трехгодичные классы.
…и другое - подход
К слову, без индивидуального подхода в вечерней школе не обойтись не только с точки зрения организации учебного процесса, но и с воспитательной, ведь ученики приходят сюда не от хорошей жизни. Как правило, все они из неблагополучных семей, имеют трудности в общении с родителями и чем-то обижены в жизни. В обычных школах, где среди детей существует социальное расслоение, они чувствуют себя изгоями, отсюда и появляется агрессивное поведение и нежелание учиться. А в вечерней школе, где их окружают сверстники с точно такими же жизненными проблемами, они эмоционально раскрываются и становятся самыми обычными школьниками.
- Первое время они все просто невыносимы, но у них в 14-15 лет вообще период такой. Но на самом деле многие из них далеко не глупые, просто специфические, - с теплой улыбкой говорит о своих подопечных Людмила Александровна.
Есть здесь дети, которые просто физически не могут ходить в обычную школу или ездить учиться в другой район города. Например, в этом году у Людмилы Коденцевой была ученица с диагнозом ДЦП, которая живет неподалеку, поэтому приходила на занятия пешком. И почти все ребята еще и финансово ограничены. Зачастую в их семьях нет денег, чтобы вовремя купить к зиме теплую одежду и обувь, поэтому ежедневные поездки чад к месту учебы общественным транспортом серьезно ударят по карману.
После реорганизации вечерние школы в Воронеже останутся только в Центральном, Железнодорожном и Левобережном районах, а также при исправительном учреждении №2. Захочется ли и без того нерадивым школярам или уставшим после трудового дня взрослым ездить по вечерним пробкам в центр города за знаниями, вопрос спорный. Учителя школы №15 уверены, что территориальная недоступность существенно поубавит стимул получать знания.
- К нам в школу на днях заходил один ученик, и, как только узнал о грядущих переменах, сразу же заявил, что в центр города ездить не сможет, потому что вынужден еще и работать, - рассказали они.
Неясным остается также вопрос трудоустройства педагогов. В департаменте образования Воронежа заверили, что все сотрудники реорганизуемых школ будут переведены в школу №11, но сами учителя в радужность такой перспективы не верят.
- Да, нас трудоустроят, но каким образом? – недоумевают они. - Если я преподаю здесь физику, а мне будут предлагать группу продленного дня, то это тоже трудоустройство. Но моя квалификация и квалификация того педагога, который ведет «продленку», разные и оплачиваются по-разному. А куда пойдут наши завучи, не говоря уже о директорах?
Правда, директоры учебных заведений не собираются сдаваться без боя. Руководитель школы №6 Галина Агапова сразу же написала заявление в прокуратуру с просьбой проверить обоснованность таких действий. И сейчас ждет ответа. Ее примеру собираются последовать и другие коллеги. Кстати, попытки сократить количество вечерних школ в Воронеже предпринимаются уже не первый раз. В 2009 году решение городской Думы о закрытии школы №5 прокуратура опротестовала.
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.