Дела сердечные. Как воронежские кардиохирурги спасают детей с пороками сердца
Воронежская школа кардиохирургии – одна из лучших в стране
Анастасия Сарма, 11 апреля 2022, 18:00
Ставшая уже традиционной научно-практическая конференция прошла в Воронежской областной клинической больнице №1 в пятницу, 8 апреля. На профессиональном форуме собрались кардиохирурги, кардиологи, специалисты по функциональной диагностике, педиатры, неонатологи, анестезиологи из городов Центрального федерального округа. Врачи обсудили взаимосвязь врожденных пороков сердца и бронхолегочной патологии.
Конференция прошла под эгидой Ассоциации сердечно-сосудистых хирургов Национального медицинского исследовательского центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева. Это крупнейший в мире кардиохирургический центр, который специализируется на диагностике, консервативном и хирургическом лечении заболеваний сердца и сосудов у всех возрастных групп больных, включая новорожденных детей.
Для чего нужны встречи врачей и как воронежские кардиохирурги спасают детей с пороками сердца – в материале РИА «Воронеж».
Зачем проводят конференции кардиологов
Воронеж неслучайно был выбран традиционной площадкой для проведения ежегодных форумов кардиохирургии – как один из лидеров ЦФО в хирургии пороков сердца. На базе ВОКБ №1 работает кардиохирургический центр, где врачи проводят сложные операции на сердце. Центр включает в себя 12 отделений, в том числе два кардиохирургических (№1 и 2). Возглавляет центр доктор медицинских наук, профессор, главный сердечно-сосудистый хирург Центрального федерального округа Сергей Ковалев.
По словам руководителя, сейчас специалисты кардиохирургического центра оперируют весь спектр критических пороков сердца. А еще 15 лет назад о таком можно было только мечтать.
– Наши специалисты во всех звеньях – хирургии, анестезиологии, выхаживании, детской кардиологии – не уступают коллегам из ведущих центров страны. Уникальность воронежской медицины в том, что у нас есть школа, которой более 60 лет. Мы готовили своих специалистов начиная с 1950-х годов. Первая операция при врожденном пороке сердца была сделана в 1956 году, – сообщил Сергей Ковалев.
В 2021 году врачи центра провели 3700 операций на сердце и магистральных сосудах, в том числе при врожденных и приобретенных пороках сердца. Оперируют здесь и маленьких пациентов. В прошлом году кардиохирурги сделали детям 100 операций на сердце.
Воронежскую школу кардиохирургии высоко оценил приехавший на форум из Москвы известный российский кардиохирург – заведующий отделом кардиохирургии новорожденных и детей младенческого возраста, замдиректора по лечебной работе с новорожденными и младенцами Института кардиохирургии имени В. И. Бураковского Алексей Ким.
Сергей Ковалев и Алексей Ким отметили, что на конференции опытом делятся не только узкие специалисты (детские кардиохирурги, кардиологи), но и междисциплинарная бригада врачей – педиатры, неонатологи, диагносты и взрослые кардиологи. Последние выявляют у взрослых пациентов врожденные пороки сердца, о которых те даже не подозревали.
– В 2021 году, по данным Росстата, количество взрослых людей с врожденными пороками сердца впервые превысило количество детей с подобным диагнозом. Почему? Потому что дети, которых мы лечим, вырастают. Если вовремя их лечить, то в большинстве случаев продолжительность их жизни не отличается от продолжительности жизни людей без порока сердца, – рассказал Алексей Ким.
Как выявляют пороки сердца у детей
Алексей Ким объяснил, что количество выявленных врожденных пороков сердца у детей напрямую зависит от показателей рождаемости. Чем рождаемость выше, тем больше детей будут иметь пороки сердца – и наоборот. По словам кардиохирурга, самыми благоприятными для рождаемости были 2014 и 2015 годы – в России рождалось почти 2 млн детей в год. А в 2020 и 2021 годах этот показатель упал до 1,3 млн детей в год.
Сейчас врожденные пороки сердца в большинстве случаев диагностируют еще на этапе внутриутробного развития ребенка. Такие проблемы у плода могут выявить уже в возрасте девяти недель.
При подозрении на патологию участковый акушер-гинеколог направляет будущую маму на медико-генетическую консультацию в Воронежский областной перинатальный центр. Здесь женщина трижды за беременность проходит пренатальный скрининг. Во время обследования вероятность выявления порока развития близка к 95%. Параллельно с этим будущую маму консультирует и кардиохирург.
Если у плода выявлены тяжелые пороки в развитии, женщину направляют на пренатальный консилиум.
Роды проходят в областном перинатальном центре. Сразу после рождения малышу делают УЗИ. При необходимости – оперируют или помещают в отделение реанимации.
Маша, будущий врач-ветеринар
В кардиохирургическом центре Воронежской областной больницы №1 в пятницу, 8 апреля, выписали очередных малышей с пороками сердца, которым врачи провели сложные операции.
По словам детского врача-кардиолога отделения кардиохирургии №1 ВОКБ №1 Елены Коросан, сейчас в кардиологическом центре в основном оперируют детей до трех лет – это наиболее нуждающаяся и наиболее сложная категория маленьких пациентов.
– Еще 15−20 лет назад мы не могли похвастаться такими возможностями. В то время многих деток до года отправляли в федеральные центры, – вспоминает врач.
Отделением заведует кардиохирург Андрей Булынин. Оперируют детей кардиохирурги Сергей Быков и Денис Грязнов. В отделении работают и три кардиолога – Елена Коросан, Ирина Кузнецова и Елена Шеметова. Малоинвазивные операции детям проводит сердечно-сосудистый хирург Иван Тимошин.
В кардиохирургическом центре – стерильная чистота. Детских палат здесь всего две: в одной лежат малыши до операции, во второй – уже прооперированные. Врачи стараются подбирать соседей по палате так, чтобы они были одного возраста – детям не должно быть скучно друг с другом.
Рядом с мамами – шестилетняя Маша и пятилетняя Верочка. Маша в боевом настроении – ее выписывают. Верочка пока остается в больнице и вытирает слезы – она успела подружиться с Машей и переживает, что рядом с ней не будет подруги.
Маша живет в Воронеже. Она мечтает стать ветеринаром и открыть приют для животных. На вопрос о том, как себя чувствует, говорит: «Очень сильно хорошо».
Мама девочки Ольга Ковалевская о диагнозе дочери узнала год назад. Врачи выявили в сердце Маши врожденный порок – открытый артериальный проток. Это канал, который соединяет легочную артерию и аорту. Проток считается нормой для ребенка во время внутриутробной жизни и у новорожденного в первые дни после рождения. Затем он должен закрыться. Но иногда проток не закрывается сам, в этом случае врачи говорят о врожденном пороке сердца.
Ольга призналась, что поначалу испугалась предстоящей операции. Дело в том, что ей самой два года назад сделали открытую полостную операцию на сердце.
– После операции я вернулась к полноценной жизни, но не могла представить, что то же самое предстоит пережить моему ребенку, – рассказала Ольга.
Но Машеньке сделали малоинвазивную операцию – так называемую коррекцию порока сердца без разреза. Сердечно-сосудистый хирург Иван Тимошин провел ее эндоваскулярным способом – через магистральный сосуд. Для этого врач сделал прокол в сосуде, проходящем через бедро, ввел через него специальное устройство (спираль) и закрыл им открытый проток в сердце.
Госпитализация заняла всего пять дней: в понедельник девочку положили в больницу, в среду ей сделали операцию, а в пятницу уже выписали.
– Слава Богу, что мы решились. Познакомились с нашим кардиологом Еленой Ивановной Коросан, которая дала нам силы поверить, что операция – это не так страшно, как мне показалось в первый момент. Все прошло легко – я даже не успела испугаться. Спасибо профессиональной команде врачей центра! Они дали мне поддержку, уверенность, силы. Сейчас мы возвращаемся домой, зная, что у Маруси новые перспективы и новая жизнь – активная, уверенная и полноценная, – рассказала Ольга Ковалевская.
«Заплатка» на сердце
В один день с Машей Ковалевской кардиохирурги сделали операцию и Верочке. Но, поскольку анатомические особенности ее организма не позволили провести малоинвазивную манипуляцию, малышке провели открытую операцию на сердце. После нее девочке требуется более длительное восстановление.
Ее мама Елена Овсянникова приехала с дочерью на операцию из Бутурлиновки. У Веры врожденный дефект межпредсердной перегородки. Елена узнала о диагнозе дочки случайно, месяц назад, когда девочка проходила диспансеризацию. На боль в сердце малышка не жаловалась. Как поясняет Елена Коросан, для детей боли в сердце не характерны.
Врачи по месту жительства девочки заподозрили у малышки порок сердца, направили в кардиологический кабинет Воронежской областной детской больницы №1. Когда подозрения бутурлиновских врачей подтвердились, малышку направили в кардиодиспансер ВОКБ №1. А оттуда – на госпитализацию в кардиохирургический центр.
Почему порок сердца не удалось обнаружить раньше?
– Когда ребенок развивается внутриутробно, у него есть дырочка между предсердиями. С возрастом она должна закрываться. Но некоторые детки растут, а дырочка остается. Шум в сердце при этом пороке небольшой. Он будет выявлен только при сильной перегрузке сердца, – пояснила кардиолог.
Операцию провела целая бригада врачей, руководил ею выдающийся детский кардиохирург Сергей Быков. У Веры была довольно сложная операция – с искусственной остановкой сердца. Чтобы провести операцию на «сухом» сердце, врачи подключили сосуды, которые снабжают сердце ребенка, к аппарату искусственного кровообращения. Затем к сердцу врачи пришили специальную медицинскую «заплатку».
После операции Верочка сутки провела в реанимации. Лежать в больнице малышке осталось немного – на этой неделе ее должны выписать.
Елена Овсянникова благодарна врачам и не жалеет, что решилась на операцию. Она обнимает дочку и вытирает слезы.
– Врачи здесь – просто боги. Они нас сильно поддерживают. А Елена Ивановна Коросан – самый добрый доктор, – призналась Елена.
В соседней палате – девятилетняя Даша Дюжакова. Она стала пациенткой кардиохирургического центра совсем малюткой, в четыре месяца. Мама Людмила рассказала: дочка родилась с врожденной аномалией сердца – без межпредсердной перегородки.
Жизнь девочки спас Сергей Быков, который в четыре месяца сделал ей первую операцию на открытом сердце. Он создал искусственную перегородку между предсердиями. В 2019 году, когда Даше было шесть лет, у нее выявили сердечную недостаточность митрального и трикуспидального клапанов. Девочке сделали вторую операцию. С тех пор она проходит плановые обследования и находится под наблюдением врачей.
Люди с большим сердцем
С детьми, которым сделали операции, кардиохирурги держат обратную связь и спустя десятилетия. Вырастающие ребята находятся у них под наблюдением. Многим требуются повторные операции – так называемая этапная коррекция сложного комбинированного порока сердца. Их мамы отмечают доброту и сердечность врачей, ощущают их поддержку.
Елена Коросан, например, знает все, чем интересуются ее маленькие пациенты. Чтобы порадовать их после операции, спрашивает, что им принести. Недавно одна из девочек попросила у Елены Ивановны лакомство – «Ломтишку». Что это такое, доктор не знала, и отправилась на поиски в магазин. Десерт был найден, а ребенок, получив маленький подарок, стал счастливее.
Для самих врачей главная благодарность от маленьких пациентов – это их рисунки, которые малыши дарят им при выписке. Как правило, это портреты. Елена Коросан их бережно хранит и полушутя признается: «Пойду на пенсию – обязательно организую выставку своих портретов».