Дед Мороз с лицом Толстого. Как воронежская мастерица делает ватные елочные игрушки

Спрос на работы сохраняется круглый год

Дарья Снегова, 28 декабря 2020, 18:00

Дарья Снегова

Анастасия Рябова родилась в Гродно в Беларуси. В Воронеж переехала в 2011 году, когда вышла замуж. Сейчас ей 32, и она делает уникальные ватные елочные игрушки. Ее мороженщицы в пуховых платках и краснощекие карапузы находят хозяев в течение пяти минут. Об игрушках Анастасии люди узнают благодаря сарафанному радио. Секретами мастерства она поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж».

Пластмассовый мир 

– В детстве я всегда что-то делала руками: лепила из пластилина, мастерила открытки, тетрадки с самодельными кроссвордами, составляла анкеты. Позже все детские увлечения объединились в модном несколько лет назад скрапбукинге: открытках и альбомах ручной работы. После перешла на лепку из полимерной глины: «готовила» миниатюрную еду, – поведала Анастасия. – В Гродно я окончила филфак. Никакого специфического образования, даже художественной школы, за моими плечами нет. Зато перед моими глазами всегда был пример отца. Папа всегда что-то делал руками. Когда он служил во флоте, то буквально из ничего создавал макеты подводных лодок с миниатюрными двигающимися человечками, много рисовал.

Приехав в Воронеж и начав здесь самостоятельную жизнь, Анастасия решила «как-то по-особенному нарядить свою елку».

– Естественно, никаких игрушек с собой я не привезла. В торговом центре поняла, что ассортимент меня категорически не устраивает: слишком много блесток, слишком ярко, слишком пластмассово…

Тогда Анастасия начала искать игрушки в интернете.

– Я люблю вещи с историей, поэтому нашла специальный сайт-барахолку и там заказала стеклянные советские игрушки. Этот десяток советских елочных украшений до сих пор мой самый любимый – все еще испытываю детский восторг от игрушек на прищепках.

Ватную игрушку Анастасия на тот момент видела лишь однажды.

– Когда мне было четыре года, наша семья встречала Новый год у бабушки в деревне в Беларуси, и там был ватный Дед Мороз. Как он выглядел, помню смутно, но ощущение ватной корочки, хрупкости, сказочности со мною до сих пор. Я вспомнила об этом в 2012 году и решила сама попробовать сделать похожую игрушку. Тогда «ватных» мастеров практически не было, я не смогла найти ни одного видео- или фотоурока в интернете. Это сейчас их полно, в том числе в свободном доступе, а на тот момент я даже рецепт клейстера обнаружила не в Сети, а в случайной детской книге. Единственный мастер-класс нашелся на YouTube: пятилетним детям воспитательница показывала, как делать ватные грибочки…

Игрушки круглый год

Грибы и стали первыми игрушками Анастасии. Мастерство оказалось сложным, но увлекательным.

Потом пришла пора человечков. Сначала увлечение было сезонным – желание творить охватывало девушку преимущественно перед Новым годом.

– В 2017 году я участвовала в игре «Тайный Санта» в интернете. Для всех своих одариваемых виртуальных друзей решила сделать подарки своими руками. Человечки получились неплохими, и меня впервые попросили сделать что-то на заказ. Тогда я отказалась – была не уверена в своих силах, но поняла, что нужно продолжать развиваться в этом направлении. 

Сейчас мастерица занимается игрушками круглый год.

Конечно, самый большой интерес к ее уникальным работам возникает перед праздником и длится примерно до марта, но даже летом заказов хватает, чтобы не сидеть сложа руки.

– Мне очень нравится эстетика эпохи СССР. Люблю ретрообразы, цвета или состаренные материалы, винтаж. Вдохновить на создание игрушки может что угодно: открытка, книжка, фильм. Это не обязательно должна быть конкретная картинка: я могу ухватиться за какое-то цветовое сочетание или деталь. Копировать образ полностью не люблю, – рассказала Анастасия.

Ватные игрушки появились в России в XIX веке как альтернатива дорогим стеклянным шарам. Их делали мастера в артелях, но можно было смастерить и самим. Описание процесса публиковали дамские журналы. После революции производство остановилось почти на два десятилетия, в 1935 году возобновилось. Ватные игрушки в артелях делали из скрученного прессованного хлопка на каркасах-скелетиках. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером и слюдой, от этого она становилась жесткой и блестящей. Лица создавали из мастики, папье-маше или воска. В Воронеже тоже существовала такая артель, там делали Дедов Морозов на каркасах.

– У нас дома есть такой Дед Мороз, воронежский, мы с мужем спасли его из лужи. Видимо, игрушку кто-то выбросил, потом ее трепали собаки – шуба была разорвана в клочья. Я отправила его к реставратору, и теперь он радует нас каждый год, – поделилась Анастасия.

По старым технологиям

В конце XX века ватные игрушки ушли в прошлое – технология не позволяла наладить конвейерное производство. Советские фигурки сейчас можно найти на блошиных рынках, в антикварных магазинах, на сайтах объявлений и аукционах. Стоимость, в зависимости от степени сохранности и редкости игрушки, варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Сохранились такие игрушки в основном плохо: во-первых, в свое время их, в отличие от хрупких стеклянных шаров, часто давали в руки детям, во-вторых, вата портится от влажности, впитывает запахи и не слишком хорошо поддается реставрации.

Рукотворная ватная игрушка возвращается благодаря современным мастерам. Теперь это штучный, эксклюзивный товар. А технология в своей основе все та же, дореволюционная.

– Для ватных игрушек все еще используют самые простые и дешевые материалы: проволоку, крахмал, воду, вату и краски. Вата нужна аптечная, хлопковая, без примесей. Возможно, придется перебрать несколько вариантов, чтобы найти такую, которая хорошо расслаивается, – объяснила Анастасия.

Сначала нужно сварить клейстер. Для этого к полутора стаканам воды добавляют две-три столовые ложки картофельного крахмала и немного варят до загустения, а затем остужают. Из проволоки делается каркас, на него наматываются слои ваты, смоченной клейстером. Каждый слой нужно закрепить ниткой и полностью просушить. Объемные фигурки могут сохнуть несколько дней. Завершающий этап – раскрашивание и декор.

Анастасия рекомендует начать знакомство с техникой с простых форм – яблока, мандарина, грибочка или птички.

Лучше всего «творится» зимой – игрушки быстрее сохнут рядом с батареей.

– Личики кукол я делаю из современного материала: самоотвердевающей и полимерной глины. Она продается в отделе для творчества. Можно купить готовое лицо, но для меня важно сделать его самой. Молды (формы для изготовления) для лиц часто снимаю с антикварных игрушек, затем отпечатываю в полимерной глине и раскрашиваю вручную. Однажды я нашла в магазинчике миниатюрные бюсты русских писателей. С тех пор у моих Дедов Морозов часто бывают лица Льва Толстого и Ивана Тургенева, – сообщила Анастасия.

– Есть мастера, которые могут одновременно рисовать несколько одинаковых лиц, наматывать несколько каркасов, просушивать сразу много игрушек и на выходе иметь больше изделий. Именно так раньше работали артели. Для меня в таком подходе теряется индивидуальность. Зато я часто повторяю полюбившиеся образы. Есть самые популярные: это мороженщица, почтальонша, мама с покупками, девочка с обиженной губкой – «Лидочка». Детали помогают рассказать историю: для почтальонши я печатаю микроскопические копии газеты «Пионерская правда», мороженщица получает миниатюрные эскимо. Самая сложная деталь – авоська, ее нужно плести вручную.

Семейная история

По словам мастерицы, в ее доме круглый год стоит небольшая искусственная елочка, чтобы можно было делать фотографии готовых работ. Анастасия со смехом предположила, что «со стороны это выглядит странно».

Однако постоянное наличие новогодней атрибутики в доме совершенно не мешает ощущению приближающегося праздника в декабре.

– Мне кажется, семейные традиции очень важны, а самое главное, мы можем создавать их сами. Первые 12 лет моей жизни мы жили в общежитии Беларуси. В новогодний день меня всегда отвлекал и выводил из комнаты кто-то из соседей, а когда я возвращалась туда, была распахнута форточка, под елкой лежали подарки – настоящее волшебство! Теперь я люблю устраивать сказку для моего ребенка. Каждый год придумываю главного героя и его историю. В прошлом году к сыну приходил Снеговичок, а в этом – прямо из дверцы в стене появится гномик Вилли. Это гномик-путешественник, который каждый день будет рассказывать, как встречают Новый год в разных странах…

Анастасия считает подготовку к Новому году даже более интересной, чем сам праздник.

– В нашей семье есть традиция делать «декабрьские дневники». Это тематически оформленный альбом, где в фотографиях и памятных вещах фиксируется каждый день последнего месяца года. Я приклеиваю на странице чеки предпраздничных покупок, открытки, письма от родственников, фантики от съеденных конфет. Любая мелочь со временем приобретает важность, помогает сохранять воспоминания.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.