Да бросьте вы!

Что делать, если курить нельзя, но очень хочется.

Леонид Шифрин, 1 июня 2013, 09:15

Сегодня, 1 июня, вступил в силу Закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма», запрещающий курение практически везде, где до этого смолить папиросы было можно. Но одним росчерком пера огромную армию курильщиков от вредной привычки не избавить. Почему так трудно отказаться от сигарет, и что делать людям, которые решили покончить с никотиновой зависимостью? На эти вопросы РИА «Воронеж» попросил ответить врача-психиатра кабинета по профилактике наркотиков и табакокурения Воронежского областного наркодиспансера Ирину Ларину.

Клуб по интересам

В начале встречи мы спросили у доктора разрешения присутствовать во время приема пациентов. Те, кто заходит на кабинет, старательно прячут лица от фотокамеры.

- Почему, - интересуемся мы, - вы же не в вендиспансер пришли. Ну курите, какой тут позор?

- Не надо меня снимать, - 56-летний Василий сжимает увесистые кулаки. - Не надо и все…

Ну, нет, так нет. А поговорить? Это можно, хотя Василий по-прежнему недоверчиво косится на фотокамеру.

- Курю уже 25 лет, - тяжело выдавливает из себя он, - по пачке в день. Пришел сюда вовсе не из-за антитабачного Закона.- Я уже лечился здесь от курения, а супруга тяжело заболела, и вот – сорвался.

- Пациенты, которые по каким-то причинам вернулись к своей привычке повторный курс проходят куда легче, - говорит Ирина Ларина.- Здесь, думаю, проблем никаких не будет…

В кабинет входят две дамы. Галина привезла 20-летнюю дочку Марину из райцентра Воронежской области. Девушка курит «всего-навсего» с 17 лет и хочет завязать этим делом.

- В таком возрасте молодежь обычно уже бросает курить, а ты так поздно начала, - обращаемся мы к пациентке. - Сама бросить не пыталась?

Марина смотрит исподлобья.

- Я бы сама, может, и бросила, но все мои подружки курят. Как тут бросишь, если я с ними каждый день общаюсь, самой это сделать – духа не хватит, а тут врач все-таки поможет.

- Я сама-то закурила, когда мой муж погиб в ДТП. Нервы, стресс только табаком и снимала, 20 лет дымила как паровоз! А вот пять лет назад просто бросила безо всяких врачей, - вступает в разговор бойкая Галина.

Тогда она приболела, шла в больницу, дымила. Подошла к зданию ЦРБ, сигарету - на асфальт, ногой затоптала и все! С тех пор – завязала без всяких докторов.

- У нас в стране плохая пропаганда против курения, - считает она, - может быть, антитабачный Закон поможет. Вот Марина вылечится, а она лидер в своей компании, может быть, глядя на нее, и другие девчонки бросят.

Ирина Ларина проводит анкетирование больной табачной зависимостью Марины, которая отвечает на вопросы: «когда закурила впервые?», «какие ощущения были в первый раз?»

- Примерно 80 процентов курящих людей от первой затяжки получают неприятные эмоции. Этих - лечить проще, 10 процентам - первая затяжка нравится. Таких лечить сложнее. А еще десяти процентам первая затяжка вообще безразлична, - говорит Ирина Ларина. - С лечением Марины, думаю, особых проблем не будет, стаж невелик, да и сама она хочет бросить. Это очень важно…

Дым рассеивается

После приема мы интересуемся у доктора, насколько эффективно лечение от табачной зависимости?

- По нашей статистике после полностью пройденного курса отказываются от курения 3-5 процентов пациентов. Если человек не курит, хотя бы год, это уже неплохо, - говорит Ирина Георгиевна. - За это время организм оздоровится. Потом человек по разным обстоятельствам может сорваться, но в случае повторного лечения работать с таким больным гораздо проще. У меня есть знакомый пенсионер Иван Кузьмич, который лечился и от алкогольной и от табачной зависимости. Выпивать бросил, курить – тоже. Но через 10-11 месяцев он выпьет, закурит - и все по-новому. Так с ним уже происходило раз шесть-семь.

- Кому проще бросить курить?

- Если у курильщика стаж небольшой, то и отвыкнуть ему будет проще, а если он не расстается с сигаретами 25-30 лет - сложнее. И поэтому в Законе прописано, что люди имеют право получить лечение от табачной зависимости. С принятием Закона, пациентов у нас уже стало примерно вдвое больше. Кому-то не хочется портить карьеру курением, кто-то подсчитывает траты на подорожавшие сигареты, а некоторые всерьез задумываются о здоровье.

- Сколько сегодня курящих людей в России?

- Около 40 процентов взрослого населения (40-45 млн человек – прим. ред.). Одними из самых курящих стран считаются Китай и Россия, мало курят в Германии и Англии. Есть еще один любопытный показатель – курящие врачи за рубежом составляют 2-4 процента от их общего числа, у нас - не меньше 50 процентов. А ведь именно они в первую очередь должны пропагандировать отказ от табака. Вот на Западе врачи любой специальности во время приема больных проводят разъяснительные беседы – рассказывают о вреде, как проще отказаться от этой привычки. За это они получают доплату к своей работе.

- Что поможет, на ваш взгляд, выйти из такой ситуации?

- Наши чиновники говорят: давайте сделаем, как на Западе. Пусть табачную зависимость лечат пульманологи, онкологи, кардиологи. Но это какая-то погоня за массовостью получается. И потом, кто будет учить врачей этих специальностей нашему ремеслу? В медицинских вузах такое не проходят, а двухнедельными курсами тут не обойдешься! Да и единых стандартов оказания помощи людям, страдающим от табачной зависимости, пока нет. Алгоритмы лечения готовы, но официально пока не утверждены.

В Законе написано, что любой человек «имеет право на лечение табачной зависимости». Будет ли оно бесплатным – вопрос. Вот если ФОМС возьмет на себя эти расходы, желающих расстаться с сигаретами станет больше.

- Так антитабачный Закон хорош или плох?

- Он - необходим! Слава Богу, что его вообще приняли. Табачное лобби его сильно тормозило. В результате, он появился у нас только спустя пять лет после того, как Россия вступила в рамочную конвенцию по борьбе с табакокурением, куда уже вошла почти вся Европа и Америка. В Москве на совещании нам сказали, что Закон приняли благодаря двум женщинам – министру здравоохранения Веронике Скворцовой и вице-премьеру Российского правительства Ольге Голодец.

- Нет ли в Законе дискриминации курящего люда?

- Человек имеет права прыгнуть с моста в реку и покончить с собой. Его жизнь принадлежит ему. То же можно сказать о курильщиках – они вправе целенаправленно портить свое здоровье. Но надо внести поправки в Закон, чтобы стимулировать людей к отказу от курения. На Западе хорошо развита страховая медицина, и если ты куришь, то из страховых выплат удерживают 25 процентов. Не куришь – получаешь все 100. У нас же могут быть другие стимулы, например, доплата, льготы некурящим абитуриентам при поступлении в вузы, предпочтения некурящим при приеме на работу. Это не дискриминация. Некурящий человек будет меньше болеть, государство будет меньше тратить денег на оплаты по больничным листам.

- И хорошо, что поднимут цены на табак. Подними сейчас цену на алкоголь, люди снова будут пить «незамерзайку» и травиться ею. Поднимут цены на табачные изделия – да , часть взрослых будет как-то выкручиваться, грубо говоря- кто-то вырастит домашний табак, кто-то будет курить сушеную траву-мураву. Но дети-то, в таком случае, сигареты себе уже не купят!

Полиция курильщикам пока не помеха.

- Пока личный состав полиции никаких инструкций на тему вступления с 1 июня в силу этого Закона не получал. В Кодексе административных правонарушений (КОАП) должен быть четко прописан механизм применения наказаний за курение. Чтобы мы знали, кто и по какой статье имеет право составлять административный материал, куда его направлять, кто по нему будет правомочен выносить решение – либо мировой суд, либо - начальник территориального органа полиции. Поправки в (КОАП) собирались рассматривать в ГосДуме 14 мая. Но слушания перенесли на неопределенный срок,  Наталья Куликова, руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Воронежской области

Готов ли Воронеж к антитабачному Закону? 

Ж/д вокзалы

В зданиях на информационных стендах размещены предупреждения о запрете курения. Такие же сообщения периодически транслируются по громкой связи. Еще в середине мая на территории вокзалов должны были быть организованы места для курения, но их - нет. Определять, где должны размещаться «курилки», должна муниципальная власть, но мэрия Воронежа этого пока не сделала.

В поездах

Пресечение фактов курения вменено в обязанности разъездным билетным кассирам и сотрудникам охранных предприятий, обслуживающим пассажиров в пригородных поездах. Кроме того, бороться с нарушителями предлагается и самим пассажирам. Для этого организована телефонная линия, позвонив на которую можно оставить сообщение. Номер телефона 8-800-775-00-00

В ТРЦ

Готовятся к введению новых правил и торгово-развлекательные центры. Во многих из них появились специальные «курилки», оборудованные в соответствии с требованиями нового закона. Сотрудники охраны будут следить за тем, чтобы на территории соблюдался порядок. Однако представители большинства ЧОП Воронежа утверждают, что пока никаких инструкций в связи со вступлением в силу антитабачного Закона – не получали.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.