Cуп-паек. Как воронежские волонтеры готовят для бойцов домашний борщ

Женщины придумали альтернативу «дошираку»

Людмила Плетнева, 3 февраля 2023, 17:00

Андрей Архипов

Группе «Полевая кухня. Воронеж» 30 января исполнилось три месяца, и ее участники посчитали, что за это время они отправили на фронт 17,5 тыс. порций супа. У участников группы уже есть последователи. В Калаче и Омске женщины тоже стали сушить супы, чтобы отправлять их бойцам. Кто этим занимается, для чего и на что похож «сушеный» борщ – выясняли журналисты РИА «Воронеж».

Идем на аромат

Наших героев мы находим по запаху. Подъезд укутан пряным и немного чесночным ароматом, от которого сразу становится уютно. В дверях встречает Ольга, у нее на груди в слинге годовалая Алина, на лице улыбка, а на голове шапочка. Такие есть у всех фасовщиц – с продуктами надо соблюдать массу условий. Шапочки вручили и журналистам.

Раз-два в неделю участники группы «Полевая кухня. Воронеж» собираются в центре города, чтобы фасовать супы. Раскладывать высушенные смеси по удобным упаковкам.

Для этого требовалась квартира. Но снимать ее денег не было, особенно в центре. И тут нашелся добрый человек по имени Алексей, который отдал свою, пустующую. Мало того – сделал своими руками удобные стеллажи, а его супруга активно включилась в самую трудную часть работы – сушку ингредиентов.

– Вот это пушонка – морковь, капуста, свекла, лук. Вот картошка. Я ее мельчу, разбивая молоточком. Это фасоль – отвариваю, потом сушу. Это куриная грудка – предварительно мариную в маринаде, прокручиваю через мясорубку. Это томатный порошок, специи, корень сельдерея, укроп, чеснок, – перечисляют фасовщицы.

  • Их движения отработаны, зачерпывают ложкой на глаз из каждой коробки, а в итоге получаются нужные 40 г. Весы – тоже непременный здешний атрибут. Потом борщ из пакетика нужно всего лишь залить кипятком, дать настояться и, пожалуйста, – домашняя еда! Мы пробовали: практически не отличается от того, над которым хозяйка колдует полдня.

    «Как дома»

    Группу «Полевая кухня. Воронеж» придумала Ольга Саюшева. Ей 34 года, она учитель труда, но сейчас в декрете со вторым ребенком. Старший сын учится во втором классе, а дочери Алине накануне нашего прихода отметили годик.

    – В сентябре прошлого года я решила стать волонтером и помогать нашим солдатам. Причин явных для этого не было – на СВО у меня никого нет. Просто решила быть полезной. Просмотрела много групп и наткнулась на симферопольскую – «Сухие борщи». Мне понравилось, и подумала: «Надо бы такое замутить и в Воронеже», – рассказывает Ольга, с чего все началось.

    Поначалу, признается, было страшновато. Но глаза боятся, а руки делают. Написала по волонтерским группам объявление: «Девочки, есть предложение сушить ребятам борщ, кому интересно, пишите в личку».

    – Откликнулось 14 человек, с этого и началась наша группа. А сейчас, за три с лишним месяца, нас почти 800! Есть те, кто сушит, фасует, хранит, развозит и, наконец, помогает администрировать, – объяснила она.

    За основу девушки брали один симферопольский рецепт. Кроме того – видео из YouTube о туристических супах. Методом проб и ошибок дошли до собственного рецепта с определенным вкусом и фасовкой.

    – У нас борщ особенный, впрочем, как и у любой хозяйки. В нем больше черного перца, чеснока и приправ. Он у нас острее и пикантнее образца. Обозвали мы его – «борщ как дома», – поделилась Ольга.

    «Больше трех дней без сушки не могу»

    В группе, которая делает супы, – сотни людей, и все разные. Возраст – от 23 до «бесконечности», профессии – на любой вкус. Объединяет одно: неравнодушие и желание быть полезным.

    Евгения Зотова по профессии инженер.

    – Я сначала состояла в волонтерской группе «Калибр 36». И там-то мне и дали ссылочку на эту группу. Пришла, посмотрела и решила: мое, – рассказывает она, как стала сушить супы.

    По словам женщины, ее подкупила здешняя атмосфера: «Здесь все друг другу помогают, очень приветливые и душевные».

    Заниматься супами она стала по зову души.

    – Никаких личных мотивов помогать ребятам на фронте у меня нет. Родственников у меня там нет. Но быть в стороне я тоже не смогла, – просто объясняет она.

    Она человек работающий, но для доброго дела, говорит, время можно найти всегда. В их группе есть четкое разделение: сушильщики, хранители, фасовщики.

    – Самое трудное – чистить, резать и сушить. Впрочем, трудного нет ничего, просто это надо делать регулярно и в больших количествах. Есть хранители, у которых имеется теплый подвал. А мы после работы едем к ним, берем мешок капусты или картошки, рубим ее и сушим. Потом продукт нужно довести до готовности – сварить, а потом запечь. Каждую ночь закладываю капусту и картошку в сушилку на 12 часов, – поделилась секретами Евгения.

    По ее словам, она так втянулась, что, когда этого не делает дня три, у нее начинается ломка, «прямо руки начинают чесаться от безделья».

    Продукты – овощи, мясо и приправы – им часто дарят.

    – Сегодня, к примеру, позвонили: «Девчонки, срочно приезжайте на Алексеевский рынок, подарим 20 кг укропа». Пишем в чат, через десять минут находится тот, кто готов поехать и забрать, – рассказывает женщина.

    По ее словам, борщ получается – пальчики оближешь.

    – Мы тут разработали еще два супа – харчо и гречневый, пробную партию уже отправили ребятам. Очень хвалили! В этот выходной ездили к ребятам, отвозили супы. Они в восторге!

    Лучше помогать отсюда

    Наталья Литвинова – операционная медсестра. Она как раз и передавала готовую партию бойцам. Потратила на это свои выходные. Погрузка началась в четыре утра, несколько часов дороги, потом разгрузка. Все это, уверена она, стоит благодарных слов ребят: «Вы нас так выручаете! От дошираков желудок болит, а ваши супы, как дома у мамы!» По ее словам, они очень удивлялись, узнав, что супы – их ручная работа от начала до конца.

    Наталья с началом спецоперации вступила в волонтерскую группу «Вместе мы сила».

    – Я военнообязанная, одна поднимаю сына-подростка. Лучше помогать отсюда, чем потом сидеть по подвалам и бежать, – объясняет она, зачем вступила в группу.

    Наталья – владелица отличного сухого подвала, и ее задача – хранить у себя овощи.

    – Бросают в группе клич: сегодня приедет несколько тонн капусты. Я бегу в подвал, освобождаю место. После работы привозят. Когда есть мужчины, разгружают они, когда нет – мы, – рассказала женщина.

    Сегодня Наталья отстояла три операции, встретила ребенка из школы, покормила его, отправила на тренировку, а сама – сюда, фасовать.

    – Я с сентября так живу, потому что сердцем чувствую, что так нужно. Мы все одно дело делаем. Одни на передовой, а другие вот так, как мы, здесь, – объяснила волонтер.

    Атмосфера

    Любовь Середина – пенсионерка. Раньше служила в армии прапорщиком.

    – Вообще здесь я оказалась случайно. Я рукодельница, валенки валяю. И у нас есть своя группа. Куратор как-то рассказала, что есть вот такая группа, которая готовит бойцам борщи, и им нужно помочь. Мы сбросились, кто сколько мог. Я зашла в группу и меня поразила теплая атмосфера, которая там царила. А потом как-то привезли много моркови и кинули клич: кто может ее подготовить? Я отозвалась. И пошло-поехало. С октября каждый день сушу овощи. Сейчас чеснок. У меня из домочадцев – одна собака Люся, она с этими ароматами смирилась, – улыбнулась Любовь.

    – Когда Люда впервые к нам попала, она была грустной и молчаливой, а теперь – расцвела просто! У нее жизнь закипела, все вокруг нее завертелось. Люда недавно сделала цукаты из тыквы ребятам на фронт – необыкновенные! Попробуйте! – поделилась куратор группы Ольга.

    «Мы сильные»

    Татьяна Ярцева, учитель начальных классов, приезжает на фасовку за 50 км, из Нижней Ведуги.

    – Я отработала шесть уроков и скорее сюда. Просто не могу по-другому. У меня два сына, и один из них военный. Он сейчас в приграничной зоне, ему 26 лет, – сказала она.

    По словам женщины, это самое малое, что она может сделать.

    – Я сушу самые пахучие ингредиенты – лук и чеснок. Мы все ими пропахли. Моя мама тоже приобщена к делу, она сушит сухари, – делится Ярцева.

    Учительница проверяет школьные тетради в перерывах, пока сушатся овощи.

    – Мои ученики в курсе моего занятия, они тоже пишут письма на фронт, отправляют рисунки. Мы эти рисунки приклеиваем к коробкам. А еще я делаю окопные свечи. Везде собираю для этого железные банки. Все успеваю. Мне очень много дает эта группа. Я чувствую, что мы вместе и что мы сильные, – призналась женщина.

    «Делаю что могу»

    Елена Левченко – управляющая двух АЗС. Про таких говорят – с активной гражданской позицией. В январе она окончила курсы тактической медицины, прошла восемь занятий по оказанию первой помощи.

    С началом СВО помогала беженцам из Донбасса.

    – Собирали детей в школу, помогали им с вещами, одеждой и всем остальным. А в сентябре фокус сместился на наших ребят. В эту группу я попала случайно. Состояла в группе мастериц, которые шьют и вяжут. Я не шью и не вяжу, но работала автоволонтером. В один момент забирала у девочек маскхалаты и встретила свою бывшую коллегу, с которой не виделась 11 лет. Разговорились, и она рассказала про эту полевую кухню. И вот я здесь, – поделилась она.

    Женщина призналась, что не только она дает что-то своей группе, но и группа дает ей.

    – Мы здесь занимаемся хорошим делом и от этого на душе хорошо и спокойно. У нас есть общее дело. Готовим супы, а находим смысл жизни. Бойцы порой говорят такие теплые слова, вплоть до того, что мы их спасаем... Это дорогого стоит, – подводит итог Елена.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.