«Цифровое слабоумие». Воронежцам рассказали, какие опасности могут ждать детей в Сети
Для родителей провели онлайн-семинар
Ирина Преснякова, 20 марта 2021, 10:02
Что такое интернет-депрессия и цифровое слабоумие и что делать, чтобы у ребенка не развилась цифровая зависимость? Об этом рассказал воронежским родителям член Общественного совета при уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка Юрий Афанасьев. Семинар с его участием прошел в центре по работе с одаренными детьми «Орион» в пятницу, 19 марта. Как воронежским родителям оградить детей от опасностей Всемирной паутины – узнала корреспондент РИА «Воронеж».
Цифровое недомогание
Возраст знакомства детей с интернетом в России стремительно снижается.
– Когда я только начинал работать, он, в среднем, составлял в 10−11 лет. Сейчас эта цифра упала до 3−4 лет, – рассказывает Юрий Афанасьев.
При этом, по словам эксперта, в жизни детей наблюдаются периоды, когда их увлечение интернетом растет скачкообразно. И происходит это довольно рано. Например, доля зарегистрированных в соцсетях малышей на момент выхода из сада составляет всего 5%, но на конец первого класса ими уже активно пользуются 60−80% детей.
– Именно поэтому, когда у меня в кабинете оказывается мама 12-летнего парня с серьезными проблемами и хочет, чтобы мы за час сеанса все разрешили – мне остается только развести руками. Ситуация уже очень запущенная, и нам, скорее всего, придется госпитализировать ребенка, ведь неверное воспитание длилось много лет, час разговора уже ничего не исправит, – разводит руками врач.
Но в чем же опасность интернета и какие заболевания он может вызвать?
– У нас сейчас напридумывали кучу цифровых болезней. Интернет-депрессия, цифровое слабоумие и далее, далее, далее. Вы заметили, что я употребил слово «напридумывали»? Это совершенно неслучайно. Потому что никаких специфических психиатрических расстройств, спровоцированных интернетом, не существует. Это байки, и, на мой взгляд, они очень вредны. Ведь они искажают реальное восприятие психических заболеваний. Если сейчас спросить у любого психически здорового человека, что такое депрессия, он ответит что это печаль, апатия или даже лень. Если поговорить с тем, кто перенес это расстройство, он опишет вам такое ужасающее состояние, что вы просто поблагодарите вселенную за то, что никогда с этим не сталкивались, – поясняет врач.
По его мнению, такое легкомысленное использование психиатрических диагнозов способствует несерьезному отношению к ментальным проблемам, что совершенно недопустимо.
Реальные опасности
И все же интернет может спровоцировать некоторые неблагоприятные психические состояния.
Современная медицина признает два расстройства – интернет-зависимость и игроманию. Впрочем, второй термин официально применяется только к помешанным на азартных играх. Официально компьютерная игромания пока признана только в Китае.
Интернет-зависимость – более изученный феномен, с ней работают отечественные психиатры. Однако сами родители зачастую не могут выявить ее у своего ребенка или определяют неверно.
– Вот простой пример. Обращается ко мне папа, говорит, что подозревает у своей дочери-подростка интернет-зависимость. Поясняет, что рассматривает два метода воздействия на ребенка: душевные разговоры и жесткие наказания. Беседы он уже пробовал – не помогло. Я начинаю расспрашивать его о симптомах и слышу стандартное: ей ничего не интересно, все вечера залипает в телефоне, я пробовал ее заинтересовать футболом, баскетболом, волейболом – не работает, учеба ухудшилась, начала получать тройки. Продолжаю задавать вопросы и выясняю, что ребенок школу не прогуливает, родителям по поводу гаджетов не врет и вообще ведет себя нормально. А спортом она вообще никогда не интересовалась, ей гораздо больше нравится рисовать. Ну да, у девочки немного ухудшились оценки, но вместо того, чтобы помочь ей справиться с трудностями в школе, родитель готов применить жестокость. Очевидно, что у этого подростка нет проблем со Всемирной паутиной, они у нее с папой, – поясняет психиатр.
У интернет-зависимости, как и у любой нездоровой одержимости, есть четкие критерии. И первый их них – ложь. Человек сначала обманывает себя, убеждая, что он не зависим, а потом других – скрывая и отрицая свою пагубную страсть. Второй важный критерий – невозможность остановиться. Начав делать то, что вызвало зависимость, человек не может перестать, даже если его ждут важные дела или приятные вещи. Поэтому, если ребенок ходит в школу, не скрывает от вас, что пользуется гаджетом, и не врет – с большой долей вероятности никакой интернет-зависимости у него нет, и причины проблем с учебой или социализацией стоит искать в другом месте.
Разумные ограничения
И все-таки стоит ли ограничивать контакты ребенка с интернетом? На этот вопрос Юрий Афанасьев отвечает однозначно – да. Но не совсем по тем причинам, о которых родители думают, когда вводят нормы и запреты.
Если мы говорим о дошкольниках, то здесь должен быть установлен жесткий норматив на все цифровые устройства, в том числе и на телевизор. Согласно рекомендациям медицинского сообщества, ребенок до трех лет вообще не должен контактировать с «голубыми экранами», так как его мозг не готов к восприятию такой информации. Однако эксперт отмечает, что в реальности это требование просто невыполнимо, поэтому достаточно не превращать игры на планшете и просмотр мультфильмов в системное занятие и подпускать ребенка к гаджетам лишь изредка. С трех лет смотреть мультфильмы и сидеть в интернете детям можно, их мозг готов к такому времяпрепровождению. Однако время за гаджетами стоит четко контролировать – не более получаса – часа в день. Большой объем информации и яркие, быстро движущиеся картинки очень сильно занимают малыша, и, одновременно с этим, отвлекают его внимание от главной задачи – учиться у родителей и социализироваться. Поэтому гораздо полезнее читать детям сказки или разговаривать с ними, чем включать мультфильм или аудиокнигу.
Детей школьного возраста также нужно контролировать, но здесь стоит обращать время не столько на время, проведенное за компьютером или телефоном, сколько на качество просматриваемого контента. В интернете много незаконной и опасной информации, на которую малыши и подростки могут наткнуться и попасть в серьезные неприятности.
– Существуют автоматизированные системы родительского контроля, которые вроде как должны перекрыть детям доступ к темным частям интернета, но, на мой взгляд, они не идеально работают, да и дети элементарно находят способы обходить ограничения, которые они накладывают. Поэтому, на мой взгляд, гораздо проще объяснить ребенку, что за репост экстремистских материалов его могут забрать в полицию, наркотики – смертельно опасны, и так далее. При этом я не рекомендую пугать детей и рассказывать им всякие несусветные страшилки. Расскажите правду. Эмоции быстро улягутся, а осознанная позиция, сформированная на базе фактов, останется, – поясняет эксперт.