Цифровизация оперы. Режиссером Воронежского театра оперы и балета стал Дмитрий Отяковский
Молодой режиссер известен своими мультижанровыми и онлайн-проектами
Олеся Шпилева, 26 декабря 2020, 16:06
Режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Отяковский получил два поста в Воронежском государственном театре оперы и балета – режиссера и руководителя оперной труппы. Эту информацию РИА «Воронеж» подтвердили в пресс-службе театра. В разговоре с обозревателем агентства Дмитрий Отяковский рассказал о ближайших планах на новом месте и своих творческих интересах.
Дмитрий Отяковский известен мультижанровыми проектами. Его постановки по современной драматургии были решены в необычных форматах. «Кодекс отцов» по пьесе «Анна» Юрия Клавдиева режиссер поставил в формате музыкально-драматического спектакля с элементами парикмахерского искусства, а «Консервированный сахар» по пьесе «Сахар» Ивана Вырыпаева – мизансценированного концерта. О себе Дмитрий Отяковский говорит, что он режиссер музыкального театра «во всей широте этого понятия».
В 2020 году Дмитрий Отяковский работал над несколькими крупными онлайн-проектами:
– В этом году мы сняли два оперных фильма совместно с художником Оганесом Айрапетяном. «Пир во время чумы» – это screenlife-опера, которую мы снимали одновременно в Италии, Германии, Франции и России. Каждый солист находился у себя дома во время пандемии. И второй проект – «let’s play»-опера «Скупой рыцарь», в рамках которой мы соединили компьютерную игру и оперу Сергея Рахманинова, – рассказал постановщик.
В этом же году Дмитрий Отяковский познакомился с художником Егором Пшеничным, работающим с техникой дополненной реальности. Вместе с ним и современным петербургским композитором Рустамом Сагдиевым режиссер выпустил два совместных проекта. Их Дмитрий Отяковский планирует показать в Воронеже в рамках «Лаборатории исследования цифровой оперы».
– Первый называется «Тихий город» – это звучащие медиаинсталляции в дополненной реальности. Это приложение для смартфона, которое наводится на специальные таблички – таргеты – и позволяет услышать и увидеть визуально-звуковые аномалии. Второй наш проект – «Опера в кармане» – это опера на текст Даниила Хармса «Старуха», написанная Рустамом Сагдиевым специально для премьеры в формате онлайн-приложения. «Лаборатория исследования цифровой оперы» – это мой первый большой проект, который я хотел бы реализовать в Воронеже. Он базируется на мысли, что во время ковида опера встретилась с новым для нее жанром онлайна. Почти все, что мы увидели в 2020 году, это были показы записанных ранее спектаклей, ну или в отдельных случаях – онлайн-трансляции концертов. Здорово, что существует такой формат, но по сути он ничем не отличается от традиционного телевидения. А то, чем занимаемся мы с коллегами, а также другие замечательные режиссеры, медиахудожники и композиторы по всему миру, – то цифровая опера, то есть опера, которая создается специально для интернета и принципиально невозможна в другом формате. Об этом мы хотели бы поговорить в рамках сайта Воронежского театра оперы и балета, его соцсетей и соединении онлайн- и офлайн-реальности Воронежа. Например, хотим установить таблички с «Тихим городом» в Воронеже, чтобы они взаимодействовали с городской средой, – рассказал Дмитрий Отяковский.
Названия, над которыми Дмитрий Отяковский планирует работать непосредственно в театре, в настоящий момент обсуждаются с руководством, и анонсировать их еще рано.
– Но основная область моих интересов как режиссера – это современная опера, то есть опера ныне живущих композиторов, малоизвестная русская барочная опера (написанная до Глинки) и современные интерпретации тех произведений, которые нечасто ставятся на российской сцене, – отметил Дмитрий Отяковский. – Мне было бы интересно попробовать в рамках такого институционального заведения, как Воронежский театр оперы и балета, поработать с неконвенциональными артистами – уличными художниками, художниками дополненной реальности, композиторами, которые пишут в расширенных техниках, исполнителями неакадемической манеры. Моя задача как режиссера – помочь сделать Воронежский театр оперы и балета тем местом, в котором звучит не только великая классическая музыка. Я хочу дать новое понимание того, каким может быть оперный театр сегодня.
По словам Дмитрия Отяковского, предложение переехать в Воронеж и возглавить труппу Оперного, полученное от худрука Александра Литягина, он воспринял с радостью.
– Меня можно назвать климатическим беженцем, потому что воронежский климат гораздо приятнее петербургского. Но если говорить серьезно, Воронеж – замечательный город, в нем есть знаменитый на весь мир Платоновский фестиваль искусств, сам Воронежский театр оперы и балета – это замечательная площадка в центре города на тысячу мест, в ней есть настоящий оркестр, хор, оперная труппа, насчитывающая почти 50 человек. Это то самое место, где, мне кажется, можно и реализовать себя, и быть полезным коллективу и театру, – признался режиссер.
Дмитрий Отяковский окончил Краснодарский музыкальный колледж имени Римского-Корсакова (направление «вокальное искусство»), с отличием окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию по специальности «режиссура музыкального театра». Работал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, проходил стажировку в качестве ассистента режиссера Ги Йостена в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф, Германия), стажировался в «Геликон-опере» (Москва). Получил дополнительное образование в Высшей школе режиссеров и сценаристов при киностудии «Ленфильм». На счету Дмитрия Отяковского – спектакли в Мариинском и Эрмитажном театрах (Санкт-Петербург), постановки для Санкт-Петербургской консерватории и различных оперных фестивалей («Опера – всем», «День русской музыки» и других). Дмитрий Отяковский работал на телевидении – был режиссером-постановщиком первого сезона телешоу «Квартет 4х4» на канале «Культура», а также снимал концерты и спектакли для собственной «Оперной киностудии Дмитрия Отяковского».