Чтобы помнили. Фермеры из Воронежской области создали музей своей малой родины
Экспонатов уже более тысячи.
Леонид Шифрин, 4 августа 2020, 21:00
Фермер из Воробьевского района, 69-летний Виктор Ласуков, со своей супругой Любовью Михайловной начали собирать экспонаты для музея крестьянского быта в 2015 году. Открылся он в 2018-м. Сегодня экспонатов в нем более 1 тыс. и он является одной из главных визитных карточек района. Ежегодно здесь бывает 600–700 гостей. Зачем фермер с женой открыли музей и чем он может заинтересовать посетителей – в материале РИА «Воронеж».
Маслобойки, седла и долбленки
Фермерское хозяйство уроженца Острогожского района Виктора Ласукова базируется в воробьевском селе Затон, где живут около 700 человек. Это малая родина Любови Михайловны. Здесь супруги в 2018 году и организовали двухэтажный музей крестьянского быта.
– Здание музея раньше принадлежало местному колхозу. В разные годы в нем также располагались общежитие, узел связи. Я отремонтировал здание именно для того, чтобы создать в нем музей, – рассказал Виктор Александрович. – Сегодня много принято говорить о своих корнях, о родословной, мы вспоминаем своих бабок и дедов, вот и решили как-то увековечить эту память, сделать ее материальной.
Все экспонаты имеют отношение к Воробьевскому району. Большая часть была собрана в Затоне и его окрестностях, а также в селе Филиппенково соседнего Бутурлиновского района, кое-что привезли из-под Острогожска, с родины Виктора.
Крестьянская изба всегда начиналась с сенец – музей Ласуковых открывается ими же. Весь первый этаж здания представляет собой макет крестьянского дома – с сенцами, горницей, спальней.
В сенях, открывающих «крестьянскую избу», разнообразная упряжь: хомуты, седла, уздечки. Тут же – действующий ткацкий станок конца ХIХ века, который Виктор нашел в сарае у кого-то из жителей Филиппенково.
– Его можно собрать за полчаса и запустить в работу. Такие станки в наших краях делали только из вербы – это самое крепкое дерево, – поделился Ласуков.
В другом углу – вещи, необходимые на скотном дворе. Главный экспонат – поилка для скота, выдолбленная из камня, – так называемая долбленка. Ее преимущество перед обычным корытом состоит в том, что вода, налитая сюда, никогда не зеленеет и не цветет и даже в жаркий день остается прохладной.
– Подобные поилки хозяева выдалбливали самостоятельно при помощи подручного инструмента. Работа была долгой, но в итоге она себя оправдывала – такие каменные корыта были вечными, – объяснил Виктор.
На входе в крестьянскую избу висят лучковые пилы. Сегодня их мало где используют, но еще полвека назад они были главными помощниками в крестьянском хозяйстве. Несколько таких пил, изготовленных еще в начале ХХ века, Виктор привез из Острогожского района. Есть тут и кованая мотыга, которой более 100 лет, такие же старинные топоры, вилы и грабли.
Возле пил – ряды старинных маслобоек разных форм и конструкций. Магазинов и лавок в далекие годы на селе было мало, и практически все сами сбивали масло.
Рядом – старые весы-безмены, которыми крестьяне на ярмарках отвешивали зерно и другие продукты.
– Как-то к нам в район приезжала комиссия из Воронежа – как водится, гостям показали наш музей, и один из них буквально влюбился в его экспозицию. Позже он передал в дар старинный безмен, которому, по-моему, более 100 лет, – вспомнил Виктор Ласуков.
Куклы на санях, фотоаппараты, самогонный аппарат
В музее представлены образцы женской и мужской одежды Воробьевского района. Например, вышитая юбка бабушки Любови Михайловны – Анны Сакрюкиной, умершей в 1952 году.
Неподалеку – сани в натуральную величину, которые супруги раздобыли пару лет назад. В них «ростовые фигуры» – дед и его сноха, едущие на ярмарку.
– Традиционно в наших местах главная ярмарка была в Бутурлиновке, – сообщила Любовь Ласукова. – Туда обычно и ездили воробьевские крестьяне. Брали с собой товар – крынки с молоком, мясо – и везли продавать. Так это выглядело в конце ХIХ века, причем муж прилепил на лицо «старика» фотографию какого-то конкретного крестьянина из наших мест.
Среди экспонатов – патефоны, причем один действующий. Виктор завел его, и со старинной пластинки на 78 оборотах полилась комсомольская песня времен СССР.
Есть и советская техника – фотоаппараты начала ХХ века, один из которых жительница Затона обнаружила на своем чердаке и решила выбросить, а Ласуков подобрал.
У лапшерезки 1930-х годов похожая судьба – была обнаружена где-то на чердаке и нашла свое место в музее.
Отдельно на полке разместился самогонный аппарат затейливой конструкции.
– Это – моей тещи Марии Егоровны Осиповой. Напитки она чудесные готовила, – пояснил Виктор Ласуков.
Здесь же, на первом этаже, – настоящая военная землянка «в три наката» с бревенчатым потолком и потрескавшейся глиной под ногами. Глину Виктор специально привозил с дальнего солончака, высыпал на пол и трамбовал – для убедительности.
Тут же разместился стенд, посвященный жителям села, воевавшим на фронтах Великой Отечественной, – с военными билетами, наградными листами и письмами с фронта.
Классный музей
На втором этаже музея – целая картинная галерея: репродукции известных и не очень картин.
В соседнем зале представлены флора и фауна Воробьевского района, образцы его почв.
Неподалеку – уголок трудового обучения советских школьников. Ни дать ни взять учебно-производственный комбинат времен СССР, где старшеклассники получали азы будущей профессии – слесаря, токаря, электромонтажника.
А еще в музее воссоздан обычный школьный класс.
Не современный, с интерактивными досками и многочисленными техническими средствами, а из 60–70-х годов прошлого века. Со старыми «откидными» партами, перьевыми ручками, чернильницами-«невыливайками» и даже классными журналами тех лет из местной школы. На стенах – школьная форма того времени.
Экспозиция постоянно дополняется. Скоро Ласуковы откроют в отдельном помещении выставку советской мототехники 1950–1990-х годов. Пока собрано 17 мотоциклов и мотороллеров, выпускавшихся советским и чешским – в музее есть и старенькая «Ява» – автопромом. «Ижы», «Восходы», «Уралы», «Муравьи», «Тулицы» и многое другое. Что-то Виктор купил в соседних деревнях, подремонтировал и довел до ума – половина этих мотоциклов и мотороллеров и сегодня на ходу.
– Для нас с женой важно сохранить историю страны в масштабах нашей малой родины, а значит, здесь будут появляться все новые предметы. Конечно, на приобретение каких-то старинных экспонатов зачастую приходится тратить деньги, но дело того стоит – современная молодежь не имеет понятия о том, как жили деды и прадеды. Мы своим музеем хоть немного пытаемся восполнить этот пробел.