«Что-то происходит» с дрожжами. Зачем воронежский художник сделал игру про людей и грибы
Илья Долгов написал «Зимосис» для арт-центра в Мытищах.
Олеся Шпилева, 16 октября 2015, 12:51
Воронежский художник Илья Долгов создал компьютерную игру «Зимосис» для проекта «Что-то происходит» в новом арт-центре «Варочный цех» на пивоваренном заводе в Мытищах. Сыграть в игру о взаимодействии людей, машин и дрожжей можно на сайте simosis.net . На самом заводе установлен телеэкран с компьютерной мышкой, и все посетители арт-центра могут сыграть в «Зимосис» прямо там.
Что это вообще такое?
«Зимосис» предлагает участникам пройти тест, отвечая на вопросы от лица трех сторон: дрожжевых грибов, людей и машин. При этом игрокам приходится выбирать ответы из сложных схем, увеличенных микроскопом изображений и людской переписки.
Откуда такая идея взялась?
– Это очень интересная ситуация для меня. Пивоварение – это взаимодействие трех систем: биологической (дрожжи), человеческой и машинной. Традиционно думать, что это люди ради своих целей и потребностей взяли и все это организовали: обнаружили полезные свойства дрожжей (отсюда и название игры – зимосис – брожение, зимология – наука о дрожжах), вывели чистые их культуры, построили машины, завод. То есть человек – это активный субъект, а все остальное – машины, популяции других организмов – это его инструмент, пассивный объект. Мне же близка объектно-ориентированная философия Бруно Латура. Для него нет четкого разделения на субъекты и объекты, есть только сеть псевдо-субъектов. Например, в результате взаимодействия с человеком дрожжевые грибы в тысячи раз приумножили свою популяцию. Так, может, это они нас приручили, а не мы их? А про машины многие философы писали, что это не просто инструменты, что они активно и сильно меняют природу человека, опять же, ставя вопрос о том, кто тут субъект, а кто – материя, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» Илья Долгов.
И в это можно играть?
По словам художника, возможность выступать в игре от лица трех сторон задает сложное, многомерное пространство, снимает с человека бремя хозяина ситуации.
– Надо вникать в ситуации других систем (конечно, выдуманные, игровые): что и как выбрать за дрожжей? Когда даже непонятно, чего они хотят. И какие у них варианты действия – две какие-то размытые картинки? Кстати, все картинки представляют собой вполне конкретные варианты и для дрожжей, и для машин, но, чтобы их понять, надо обладать специальными знаниями.
Зачем это все?
Игрок попадает в ситуацию большей части интуитивного выбора. Пользователь оказывается в ситуации, когда он чувствует, что он (и шире – человек) не единственная активная, творческая сила, что есть и другие, и люди с этими другими глубочайшим образом переплетены, объяснил Илья Долгов.
Эти переплетения приводят к восьми разным финалам игры. По словам художника, итоговые «срезы» достаточно условны, ироничны и, в первую очередь, призваны показать, что один и тот же изначальный набор условий в ходе случайностей и закономерностей может привести к очень разным результатам.
– В принципе, каждый финал – это открытое описание того, что и так скрыто есть сейчас. Например, выгода для дрожжей от симбиоза с людьми или пластичность людей, адаптирующихся к машинам, а не наоборот. Частично финалы пересекаются и дополняют друг друга – но это уже просто для удовольствия, – сказал художник.
Дрожжи, Воронеж, люди, машины – неужели они как-то связаны?
Илья Долгов напомнил, что именно в день запуска игры в Воронеже произошло нашумевшее извержение дрожжей как феерическая иллюстрация ко всем идеям художника.
Справка РИА «Воронеж»
Илья Долгов – воронежский художник, соучредитель воронежского Центра современного искусства. Участник более 20 коллективных выставок в России и за рубежом, шести персональных выставок в Воронеже, Москве и Лейпциге. Стипендиат-2014 музея современного искусства «Гараж», победитель международной выставки-ярмарки современного искусства Cosmoscow-2015. Одно из самых заметных российских изданий о культуре и современном искусстве Colta.ru включило Долгова в список 11 самых интересных молодых художников, за творчеством которых стоит следить в 2015 году.
Новое арт-пространство «Варочный цех» открылось на территории Московской пивоваренной компании в Мытищах в сентябре 2015 года. Новая арт-площадка занимает больше 2 тыс. квадратных метров. Здесь будут проводить выставки и перформансы, устраивать инсталляции, показы и другие культурные мероприятия. С сентября в «Варочном цехе» расположились семь выставок современных художников, в октябре заработал проект «Что-то происходит», к которому присоединился воронежец Илья Долгов.