Чистый костюм после маршрутки. Каким видят будущее пассажирских перевозок Воронежа москвичи

«РосдорНИИ» показало часть схемы новой организации движения.

Евгения Полухина, 3 сентября 2019, 20:41

Виталий Грасс (из архива); Андрей Архипов

Администрация Воронежа представила жителям проект новой сети общественного транспорта во вторник, 3 сентября. Мэр Вадим Кстенин предупредил, что это не окончательный вариант, впоследствии он будет дорабатываться. Пока же чиновники обещают учесть мнения горожан.

Помимо изменения маршрутов на презентации в гордуме анонсировали введение электронных проездных билетов и выделенных полос для общественного транспорта. Каких именно изменений ждать и как оценили проект общественники и перевозчики – в материале РИА «Воронеж».

К каким выводам пришли разработчики

Новую маршрутную сеть для Воронежа разрабатывает федеральное автономное учреждение «РосдорНИИ» (Москва). В гордуме показали лишь часть комплексной схемы организации дорожного движения. Полностью ее представят ориентировочно в ноябре 2019 года.

Начальник управления транспортного планирования и интеллектуальных транспортных систем «РосдорНИИ» Владимир Пащенко заявил, что оптимизация сети должна привести к снижению стоимости транспортной работы за счет повышения ее эффективности:

– Я бы хотел, чтобы люди понимали, что общественный транспорт – не социальный сервис, направленный на перевозку людей, у которых до сих пор почему-то нет машины. Мы не сделаем хороший транспорт для малоимущих. Он должен быть комфортным, чтобы все население могло им воспользоваться, не теряя достоинства и не боясь испачкать костюм. Это не «народные» бесплатные автобусы.

Разработчики провели анализ существующей сети на основе измерения пассажиропотока, данных сотовых операторов (так называемые корреспонденции всех видов передвижения – на общественном транспорте, на личном, пешком).

В итоге пришли к выводу, что в Воронеже перенасыщение одинаковыми маршрутами. Полное дублирование отметили на 50% маршрутов, а частичное – на 89%. При этом движение автобусов недостаточно «разветвлено», то есть некоторые улицы обделены общественным транспортом. Наиболее востребованы у пассажиров Московский проспект, Ленинский проспект, Кольцовская, проспект Революции, Южно-Моравская, Ворошилова.

Что предлагают разработчики

Во-первых, новая схема предполагает значительное сокращение маршрутов – со 100 до 69. Так уберут дублирующие маршруты.

Разработчики пояснили, что все связи между районами будут сохранены. Ликвидируемые маршруты компенсируют изменением оставшихся, а также введением новых.

– Мы сохраняем связь между районами, а также добавляем участки, которые ранее слабо обслуживались общественным транспортом. В частности, это зона новой жилой застройки на Артамонова и Ипподромной. Кроме того, будет разветвление сети – к примеру, перенос маршрутов с Московского проспекта по ряду направлений, то есть на дублирующие участки, такие как улица Карпинского и Солнечная, – рассказал ведущий инженер проектного отдела ООО «Первый центр образовательных услуг» (участвует в разработке) Дмитрий Порошин. – Вносятся изменения в движение троллейбусных маршрутов. Мы будем развивать это направление, добавим новые по тем участкам, которые на данный момент в городе не задействованы.

Во-вторых, предполагается изменение подвижного состава – увеличат количество автобусов большой вместимости и сократят малой.

Разработчики представили изменения для каждого района города.

Маршруты, обслуживающие Северную часть

В пределах бульвара Победы, улиц 45-й Стрелковой Дивизии, Хользунова, Генерала Лизюкова, Антонова-Овсеенко, Беговой

– Все основные связи, которые были ранее, сохранятся. Ликвидируем пять маршрутов, введем три. При этом изменится движение десяти маршрутов для компенсации ликвидированных. Стоит отметить, что Северная часть наиболее востребована для общественного транспорта, – пояснил Дмитрий Порошин.

В пределах улиц Шишкова, Тимирязева, Ломоносова

Как пояснил разработчик, будет обеспечена связь с Левобережной, Восточной, Южной и Юго-Западной частями города.

Юго-Западная часть

В пределах проспекта Патриотов, улиц Южно-Моравской, Ворошилова, Моисеева, Героев Сибиряков, Тепличной, Генерала Перхоровича

Разработчики отметили, что уехать можно будет как на левый берег, так и в Коминтерновский район.

Западная часть

В пределах улицы 9 Января и микрорайона Придонской

В случае этих районов, по словам разработчика, связи с другими частями города будут дополнены.

Южная часть

В пределах улиц Новосибирской, Ростовской, Корольковой

Будет обеспечена связь с местами массового пребывания людей и объектами торговли Юго-Западного и Левобережного районов.

Северо-Восточная часть

В пределах улиц Богдана Хмельницкого, Калининградской и Планетной

– Новая жилая застройка на Артамонова как раз находится в этой части. В целом вдоль левого берега ведется активное строительство. Мы запускаем туда новые маршруты, которые будут обеспечивать связь, в том числе с центральными улицами, – подчеркнул Дмитрий Порошин.

Восточная часть

В пределах улиц Димитрова, Минской, Волгоградской, Ильюшина, Иркутской, Ленинского проспекта

Разработчик пояснил, что в этой части также расположен новый жилой микрорайон – «Озерки», а также много промышленных объектов. При рассмотрении маршрутной сети эти факторы учитывали.

Что еще предлагают разработчики

Метро

Столичные специалисты поделились своим видением трассировок системы легкорельсового транспорта (ЛРТ). Однако пока это только планы, в ближайшее время реализованы они не будут.

Так, планируется, что линия метро пройдет по Московскому проспекту, проспекту Революции, Ленинскому проспекту, бульвару Победы, улицам Хользунова, Плехановской, 9 Января, Кольцовской, Ворошилова, Героев Сибиряков, Южно-Моравской, 20-летия Октября, Ленина, Богдана Хмельницкого, Лебедева и Новосибирской, через ВОГРЭСовский и Северный мосты.

Строительство и введение метро планируют разделить на три этапа – с 2023 года по 2028-й, с 2028-го по 2031-й, с 2031-го по 2035-й.

– Мы понимаем: даже если мы будем очень быстро бежать, то ЛРТ в Воронеже появится в любом случае не раньше чем через пять лет – это очень большой проект. А после пяти лет мы должны будем снова выставлять на торги маршруты общественного транспорта – предусмотрен такой срок контрактов. Сейчас привязывать маршрутную сеть к рельсовому транспорту нельзя, следующие пять лет мы точно отработаем с той маршрутной сетью, которую мы все вместе будем обсуждать, совершенствовать и принимать. То, что сегодня представлено, – это не догма, мы будем обязательно слышать людей и их замечания, вносить соответствующие коррективы, – подытожил Вадим Кстенин.

Электронные проездные

Наработки по внедрению так называемых транспортных карт (электронных проездных билетов) представил Сергей Леонидов из группы компаний FTnet. 

Предполагается, что карты введут уже весной 2020 года, когда будут заключать новые договоры с перевозчиками.

Есть несколько механизмов – проездные могут быть рассчитаны на количество поездок, быть безлимитными, но на ограниченный срок, предусматривать бесплатные пересадки или же быть обычными «электронными кошельками».

Транспортная карта будет привязана к смартфону или умному браслету. Выбрать маршрут и рассчитать время поездки можно будет через специальное мобильное приложение. В числе преимуществ электронного сервиса, по словам Сергея Леонидова, прозрачность платежей. Так можно уйти от «черного нала».

Введение проездных поддержали и общественники, и перевозчики. Более того, собравшиеся отмечали, что без электронной системы оплаты изменения маршрутной сети не имеют никакого смысла – качество перевозок все равно не повысится. Вадим Кстенин заявил, что такая система должна начать работать раньше, чем будет введена новая маршрутная сеть.

Выделенные полосы для общественного транспорта

На необходимость введения выделенных полос общественного транспорта также указало «РосдорНИИ». Полосы предлагают выделить в 11 местах: Северный мост, Ленинский проспект, проспект Труда, Московский проспект, бульвар Победы, улицы Кольцовская, Пешестрелецкая, 9 Января, Степана Разина, Ворошилова и Ленина. Общая протяженность выделенных полос составит 30 км.

Места выбирали, ориентируясь на данные ГЛОНАСС. На этих улицах, как правило, движение маршруток замедляется чаще всего.

Брутто-контракты

При заключении новых договоров с перевозчиками планируют изменить систему движения средств. То есть деньги пойдут не напрямую от пассажира к перевозчику, а через городскую администрацию. Мэрия будет собирать все платежи, а затем выдавать перевозчикам вознаграждения в зависимости от выполнения ими обозначенных в контрактах нормативов. К примеру, сумма, которую получит перевозчик, может зависеть от количества автобусов, которые он выпустил на линию. Однако пока это только предложение.

– Решение по брутто-контрактам не принималось, – уточнил мэр. – Способ расчетов с перевозчиками – это сложнейшее, базовое решение, которое только предстоит принять. Последствия могут быть совершенно непрогнозируемые, поэтому мы будем очень взвешенно подходить к этому вопросу.

Мнения участников

Владимир Георгиевский, председатель инициативной группы перевозчиков Воронежа:

– Есть позитивные моменты. Это брутто-контракты. Если систему внедрят, город увидит, как работает транспорт, появится прозрачность. Среди минусов – сокращение длины маршрутов, исключение возможности попасть из одного конца города в другой без пересадок. Жители привыкли, что могут проехать через весь город с низким тарифом. После внедрения новой системы люди будут вынуждены платить больше из-за пересадок. Перевозчикам это принесет много денег, но никакие деньги не компенсируют негатив, который получим и мы, и администрация.

Прибавится несколько сотен автобусов с увеличенной длиной и значительно сниженной маневренностью (большой вместимости). В настоящее время выделенных полос нет, большие автобусы будут вынуждены маневрировать, что приведет к росту ДТП. Экономика большого класса автобусов значительно хуже. Почувствовать это на себе после перехода на брутто– контракты придется уже городу, то есть бюджету. Кроме того, наша дорожная сеть не готова к переходу на такой вид транспорта в одночасье. Даже многополосные улицы встанут в большие пробки.

Что касается «гонок» водителей: исключив дублирующие маршруты на окраинах, мы не исключаем их на магистральных улицах – например, на проспекте Революции.

Татьяна Казакевич, перевозчик (маршруты 33к, 23к и 48):

– Институт провел титанический труд, но скажем ли мы за него «спасибо»? Я не уверена. Все имеющееся дублирование сложилось исторически. Может быть, нужно немного больше времени, чтобы изучить сеть, доработать проект с учетом особенностей города. К примеру, маршрут 48, который отменяют, объединяя с другим маршрутом. Таврово, куда он ходил, является колыбелью Российского флота. Имея туристический кластер, почему мы отменяем маршрут? Много автобусов планируют пустить по Путиловской. Но заложены ли в бюджете деньги на ее расширение? Люди паркуются там вдоль дороги. Уже сейчас два ПАЗа с трудом разъезжаются. Транспортная карта, которую планируют пустить, увеличит себестоимость. Схема в целом сырая, она не готова к внедрению и не учитывает ни бюджет города, ни интересы жителей и перевозчиков.

Виталий Иванищев, урбанист:

– Существует два варианта организации маршрутной сети. Первый – когда нет цели создания беспересадочных маршрутов, но есть удобные транспортные карты, пересадочные тарифы и оборудованные ТПУ. И второй – когда маршрутная сеть построена таким образом, что из любого района можно уехать в любой другой район без пересадки или совершая минимальное количество пересадок. Последние 20 лет Воронеж развивался по второму пути, но мировой опыт показал, что более эффективным в условиях города является именно первый путь.

Когда несколько месяцев назад мэрия анонсировала новую маршрутную сеть, мы все с позитивом ждали больших изменений. Но что мы видим? Худшие стороны взяты как от первого, так и от второго вариантов. То есть нам предлагается сокращение маршрутов, но при этом философия транспортной схемы остается та же. Типичному воронежцу придется сделать больше пересадок, при этом пока что мы не видим ни магистральных маршрутов, ни выделенных полос, ни транспортных карт, ни транспортно-пересадочных узлов. Возникает вопрос: а зачем нужна новая схема маршрутов, если она не решает ни одну из городских проблем и через два-три года вновь устареет?

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.