Черный выхлоп. Как рост цен на бензин отразится на воронежцах
Эксперты рассказали, во что выльется акцизная реформа.
Евгения Полухина, Павел Горячев, Олеся Шпилева, 5 июня 2018, 21:27
С начала 2018 года цены на бензин в России выросли на 7,3%, на дизель – почти на 8%. Эксперты считают, что ситуацию спровоцировали высокая стоимость углеводородов на мировых рынках и слабый курс рубля. Поставщикам выгоднее экспортировать нефтепродукты, что бьет по внутреннему рынку. Как на воронежцах отразится скачок цен на бензин – в материале РИА «Воронеж».
Сфера перевозок
Воронежские эксперты прогнозируют рост цен на перевозки. Это касается как перевозки товаров, так и пассажирского транспорта.
– Цена топлива – составная часть себестоимости. Если не увеличить стоимость услуги, перевозчик снизит зарплату водителя, будет покупать меньше запчастей, начнет тратить меньше на масло, шины. Тот, кто оказывает услугу, всегда будет стараться компенсировать свои затраты. Это касается и индивидуальных предпринимателей, и всех других участников рынка, – отметил председатель комитета по транспорту, транспортной инфраструктуре и логистике Торгово-промышленной палаты Воронежской области Иван Корнюшкин.
Динамика цен на бензин
Бензин
Апрель
Май
Июнь
Изменение, %
АИ-92
39,10 руб/л*
39,95 руб/л
42,61 руб/л
+8,9
АИ-95
42,10 руб/л
42,97 руб/л
45,77 руб/л
+8,7
Д/Т
39,40 руб/л
40,59 руб/л
43,78 руб/л
+11,1
* Цены на начало месяца. Данные предоставлены: Воронежстатом и компанией «Передовые Платежные Решения».
Председатель реготделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев считает, что вырастут цены на пассажирские перевозки.
– Стоимость проезда в общественном транспорте регулируется властями. Понятно, что чиновники испытают давление со стороны маршрутчиков – мол, пора повышать цены. Разговоры шли еще до скачка стоимости бензина, а теперь процесс только ускорится, – уверен Киселев. – Повышение цен на бензин экономически не может не сказаться на стоимости проезда. Другой вопрос, что воронежские общественные перевозки – сплошной «черный нал». Будь этот бизнес социально ответственным, маршрутки бы развозили людей и по сегодняшним ценам. Но скачок стоимости бензина – удобный повод протолкнуть повышение цен. Цены поднимутся на любые перевозки – междугородние, грузовые. Ведь стоимость топлива всегда присутствует в любой подобной услуге.
Зампредседателя постоянной комиссии по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Воронежской гордумы Николай Крутских отметил, что цена на проезд в общественном транспорте приведет к забастовке перевозчиков.
Представитель одной из частных транспортных компаний, говоря о междугородних перевозках, отметил, что от повышения цен компании удерживает маленький пассажиропоток:
– Не думаю, что цены на проезд в междугородних автобусах частных компаний изменятся. Конкуренция на этом рынке очень высока. Средняя цена проезда до Москвы – 1 тыс. рублей – держится уже года три. В ближайшее время стоимость едва ли повысится: автобусами и так пользуется мало людей, РЖД отбирает основную массу клиентов. А автобусных компаний много, и они жестко конкурируют между собой.
Сельское хозяйство
Повышение цен ударило как по крупным агрохолдингам, так и по маленьким крестьянско-фермерским хозяйствам. Значительно увеличилась себестоимость зерна.
Фермеры Воронежской области уже начали бить тревогу.
Александр Татарков, директор МКУ «Центр информации» Кантемировского района:
– Аграрии приходят к нам, спрашивают, не будет ли дополнительных субсидий – солярка подорожала, а поддержки нет. Пока мы ничего конкретного сказать не можем. Ждет ли нас массовое банкротство КФХ – во многом зависит от того, как сложится год, в том числе от погодных условий. Животноводство у нас более-менее развито, поэтому банкротство маловероятно, с растениеводством сложнее. Думаю, до массового банкротства не дойдет. Что касается горюче-смазочных материалов, многие фермеры делали запасы, поэтому их пока подорожание бензина не затронуло. Понятно, что себестоимость товаров поднимется, но какие сложатся цены на рынке, предугадать трудно. Если цены будут слишком низкими для того, чтобы избежать убытков, то, скорее всего, фермеры свою продукцию придержат. Они не захотят отдавать ее за бесценок.
Эксперты спрогнозировали скорое повышение цены зерна, связанное с уменьшением урожая, но это едва ли полностью покроет себестоимость. Вслед за зерном подорожают продукты животного происхождения: так как зерно идет на корм, неминуем рост цен на мясо и яйца.
– Повышение цены на бензин и дизельное топливо – большая выемка из карманов аграриев с учетом того, что урожайность в этом году более низкая. Ситуация достаточно напряженная, – подчеркнул гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. – Как правило, цены на зерно не компенсируются падением урожайности полностью. Они формируются в зависимости от мирового рынка, а там ситуация пусть не идеальная, но ровная. Плюсом идет рост цен на «горючку». К массовому банкротству аграриев ситуация не приведет, но проблемы у них будут серьезные.
Валерий Кубрак, фермер из Кантемировского района:
– Цены растут, а ГСМ мы меньше покупать не стали. В прошлом году я закупил дизельное топливо на всю весеннюю полевую по 33 рубля за литр. Осенью цена выросла до 36, в декабре – до 38. Несколько дней назад звонил в нефтяную компанию, чтобы закупить топливо на уборку урожая, сказали, что цена уже 44 рубля. Себестоимость и в прошлом году была высокая. А закупочные цены осенью были очень низкие. Мы теряли на топливе, так еще и сдавали урожай за бесценок. Пришлось взять кредиты, чтобы рассчитаться с поставщиками. В этом году цены на зерно выросли, но я урожай уже продал, надо было рассчитаться по долгам. Остается надеяться, что цены на зерно опять подскочат, иначе я снова уйду в убыток. Ведь дорожает не только топливо, но и техника, электроэнергия. Издержки растут, доход – нет.
Фермер из Новоусманского района Антон Беляев согласился с тем, что работать в сложившихся условиях – себе в убыток:
– За «горючкой» потянется и остальное. С учетом конкуренции на рынке цена на продукты вряд ли серьезно вырастет. Покупательская способность населения в современных реалиях ограничена, поэтому любые скачки в базовых издержках ложатся на плечи производителей. Вслед за ростом издержек мы не можем серьезно поднимать цену. Тем более я произвожу томаты, бахчевые, арбузы – у них достаточно дешевые «конкуренты» из Турции, Средней Азии, Китая. С издержками прибыли у меня вообще не будет. На моем хозяйстве изменение цен уже сказалось: затраты идут в режиме реального времени, а потенциальная выручка будет только с началом уборки, в конце лета. Сейчас я только ухожу в минус.
Цены на продукты
Так как транспортировка товаров закладывается в их себестоимость, ожидается рост цен на продукты, уверена президент Гильдии пекарей и кондитеров Воронежской области Марина Лютикова.
– Производители начнут тратить на транспортировку больше и возмещать свои расходы, повышая цены на продукты. Думаю, на продукты местного производства это повлияет в малой степени, а вот на те, которые привозят издалека, особенно на автомобилях, – однозначно, – пояснила Лютикова. – Сейчас все замерли в ожидании того, что цены немного приспустятся. Если ничего не произойдет, в конечном итоге стоимость увеличится. Возможно, какие-то цены вырастут на мизерные проценты, незаметные для потребителя, но вырастут в любом случае.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина:
Поможет ли снижение акцизов?
Правительство РФ снизило акцизы на бензин и топливо с 1 июня 2018 года. Была заключена договоренность с представителями топливных компаний о том, что при условии налоговых послаблений рост цен будет остановлен. Из-за этого, по подсчетам министра финансов Антона Силуанова, федбюджет потеряет около 140 млрд рублей. Изменения отразятся и на бюджетах регионов. Чтобы минимизировать их потери, власти планируют довести поступления от акцизов в субъекты до 100%. Пока 40% идет в федеральную казну.
Сергей Дуканов, кандидат юридических наук, доцент юрфака ВГУ:
– По вопросу изменения пропорции распределения акцизов на нефтепродукты между Федерацией и регионами в пользу последних поясню: для бюджетов субъектов РФ такое решение будет нейтральным, поскольку не повлечет роста их доходной части. Снижение ставки акциза повлечет уменьшение его размера как для федерального, так и для региональных бюджетов почти на треть. С целью компенсации выпадающих доходов на местах предлагается внести изменение в Бюджетный кодекс и увеличить долю, поступающую в казну регионов, до 100%. Это позволит сохранить прежние объемы поступлений в дорожные фонды субъектов РФ. Больший интерес представляет вопрос о том, повлияет ли снижение акцизов на стабилизацию цен на нефтепродукты, не говоря уже о их снижении. Если произвести простейшие расчеты, то 92-й бензин к концу лета должен стоить 37-38 рублей. Верится с трудом, поскольку основной проблемой неконтролируемого роста цен я считаю высокую монополизацию рынка добычи и переработки нефтепродуктов. Поэтому налоговые послабления могут не дать желаемого эффекта. Россия переживает этап своего развития, схожий с США на рубеже XIX и XX веков, когда противостояние «королей» бизнеса и государства достигло своего апогея. В Америке тогда удалось существенно ограничить монополистов и защитить свой народ от аппетитов «баронов-разбойников» Моргана, Рокфеллера, Вандербильта. Решение о снижении акцизов в нашей стране пока выглядит либо уступкой со стороны государства, либо передышкой перед новой схваткой.
Юрий Трещевский, профессор, завкафедрой экономики управления организациями экономфака ВГУ:
– Сокращение акцизов позволит сдержать цены на бензин. Акцизы – это в чистом виде налог на потребителя, они включаются в цену прямо. При нынешних обстоятельствах других вариантов сдерживания цен я не вижу. Тем более снижение сопровождается договоренностью между властью и нефтяниками, хоть по закону это и не положено. Я думаю, что в итоге цены восстановятся на уровне, который был до повышения, – в районе 40 рублей. На федеральном бюджете снижение акцизов отразится плохо. Региональный это ощутит за счет вероятного уменьшения перечисляемых из федбюджета трансфертов. Произойдет перераспределение. Какие именно статьи порежут, сказать трудно, 140 млрд рублей – изрядная сумма. Но, вероятно, пришлось найти какой-то резерв. Есть вероятность, что за счет снижения акцизов сэкономят на дотациях тому же сельскому хозяйству. Сейчас рост цен на бензин превысил «красную черту», которую превышать нельзя.
Доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ВГУ Дмитрий Ломсадзе:
– Федеральные власти пошли на популистские меры регулирования акцизных сборов. Но это «тришкин кафтан». У регионов – считай, у их населения – все равно забрали их деньги. Снижение акцизов не скажется на розничных продажах нефтепродуктов, розничный ритейл не подвержен изменениям на оптовом рынке. Мы имеем неадекватное поведение поставщиков нефтепродуктов. На мой взгляд, в процесс следовало бы вмешаться антимонопольщикам. Договоренность между нефтяниками и федеральным правительством о том, что цены на бензин расти не будут, – административные меры, которые правовой основы не имеют. Нет предпосылок к тому, чтобы нефтяники вели себя адекватно на внутреннем рынке, где чувствуют себя монопольно. Рост цен, который мы увидели, – очень серьезных масштабов, но никто ответственности за это не несет.