«Черный август 1942 года»
Посвящается памяти невинно убиенных мирных жителей города Воронежа в Песчаном логу 27 августа 1942 года
Любовь Плотникова, 21 октября 2022, 13:25
В конце августа 1942 года немецко-фашистские захватчики расстреляли сотни ни в чем не повинных мирных жителей города Воронежа и его славных защитников, пострадавших от вражеских бомбардировок. Хладнокровная карательная акция по уничтожению слабых и беззащитных горожан явилась подготовкой 7-го армейского корпуса к операции «Генрих». Непосредственное участие в разработке циничного плана принудительного выселения воронежцев также принимали немецкие штабы второй армии, 57, 323 и 75-й пехотных дивизий, а также 581-го батальона полевой жандармерии и 612-й группы тайной полевой полиции.
Ангелы в белых халатах и больные, находившиеся на излечении в госпитале, оборудованном в здании школы №29 по улице 20-летия Октября, приняли поистине мученическую смерть в Песчаном логу. Пронзительный стон ветра, оглушительные выстрелы, рассекающие холодный ночной воздух, – это последнее, что слышали женщины, дети и обессиленные бойцы, стоя на краю сырого оврага. А дальше – вечность.
Восстановить хронологию трагических событий, происходящих ночью 27 августа 1942 года, позволяют нетленные страницы архивных документов, хранящихся в КУВО «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области». В акте, составленном Воронежской областной комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, мы читаем: «Ночью к госпиталю подали две машины, крытые брезентом. Немецкий офицер объявил постояльцам, что медицинское учреждение эвакуируется из Воронежа в села Орловка, Гремячье и Хохол, после чего поторопил раненых садиться в автомобили. Покинув пределы города, машины свернули вправо от дороги, что идет на село Малышево, и, подъехав к неглубокому песчаному логу, остановились. Палачи потребовали, чтобы измученные и обессиленные горожане спустились в погребальную яму и легли лицом к сырой земле, заведомо зная, что у них нет ни единого шанса выбраться оттуда живыми». Далее последовали предательские выстрелы в затылок, глухие удары прикладом и душераздирающие стоны страдальцев.
Выжить в этом ночном кошмаре удалось лишь одному человеку – Поповой Анне Федоровне, которая впоследствии и поведала о своем чудесном спасении Воронежской областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Из рукописи «Навечно в памяти воронежцев» Зоркиной Ксении Тихоновны – ветерана Великой Отечественной войны, члена Областного и Городского Советов Ветеранов войны, труда, Председателя комиссии по увековечению памяти при защите Отечества: «Не ожидая спасения, я легла на землю и накрыла голову пальто лежащей рядом женщины, чтобы не видеть происходящего вокруг ужаса. Позже я почувствовала, что кто-то лег сверху, приняв меня за мертвую. Где-то вдалеке я услышала голос маленькой девочки: «Где моя мама?». Один из кровавых палачей ответил ей на русском языке, что она здесь и холодно скомандовал лечь рядом». Прозвучали хлесткие выстрелы. Я почувствовала, как теплая кровь стекает по мне струями, но, к счастью, я не была задета лихой пулей. Когда гитлеровцы закончили свою жестокую расправу, они начали засыпать невинно убиенных людей землей. Предпочитая, чтобы меня лучше застрелили, чем закопали живьем, я решилась поднять голову, но тут послышалась команда «Хватит». Немцы сели в машины и уехали прочь. Подождав немного, я выбралась из оврага и спряталась в бурьяне".
Военные и гражданские члены комиссии три дня вели поиски погибших, и наконец из злосчастного оврага были извлечены бездыханные тела мучеников фашизма, в том числе 35 детей. Хочется верить, что любящие сердца остаются вместе и после смерти, ведь в нашем мире нет ничего сильнее материнской любви. Также из ямы было извлечено множество предметов домашнего быта, например, чайники, кружки, емкости с водой, костыли и детские игрушки. На мой взгляд, все это свидетельствует о том, что люди искренне надеялись эвакуироваться в безопасное место, а не попрощаться с жизнью под покровом ночи в песчаном логу. Из акта комиссии, составленного и подписанного 11 октября 1943 г.: «Областная комиссия считает ответственными за зверства и массовые убийства мирных жителей Воронежа органы фашистской тайной полиции и представителей так называемой «службы безопасности», а именно, начальника этой бандитской организации Августа Бруха и его пособников: Фелькера, Али Циммермана и Эдуарда Золя».
В дни празднования 30-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Песчаном логу завершилось возведение мемориального комплекса, увековечившего память мирных жителей города Воронежа, цинично расстрелянных роковой августовской ночью. Проект благоустройства памятника Великой Отечественной войны был разработан прославленным воронежским архитектором Н. В. Троицким. Территория мемориального комплекса утопает в цветущей зелени. Через могучие кроны деревьев взору открывается величественная конструкция, отдаленно напоминающая широко распахнутые крылья серафима. К сожалению, нередко братские могилы зарастают бездушным сорняком или вовсе исчезают с лица земли. На мой взгляд, это проявление малодушия и неблагочестивого отношения к усопшим. Мы, ныне живущие, должны помнить тех, кто отдал свои жизни за мирное небо над нашими головами. Для меня же цветение и вовсе имеет сакральный смысл: на земле, насквозь пропитанной кровью невинно убиенных людей, зарождается новая жизнь. Так будет всегда. Это неоспоримый закон бытия.
В центре архитектурной композиции расположена памятная табличка с выгравированной на ней надписью: «Здесь, в августе 1942 года, фашистскими оккупантами были зверски убиты более 450 местных жителей города Воронежа и раненых военнослужащих Красной Армии». Символической деталью памятника предстает лавровый венок, являющийся олицетворением триумфальной победы несломленного советского народа над коричневой чумой 20 века – фашизмом. Справедливо сказать, что насквозь пропитанная кровью и слезами земля, над которой возвышается памятная стела, является не чем иным, как братской могилой. Стройными рядами, словно часовые на боевом посту, выстроились 452 надгробные плиты: без имен, фамилий и потускневших от времени фотографий, а лишь единой для всех датой гибели. За этой фатальной датой таится наша вечная память, немая скорбь и безутешная боль. Песчаный лог – это некрополь сломанных человеческих судеб и разорванных в клочья материнских сердец.
С площади погребального плаца, вымощенного плиткой, открывается щемящий душу вид на невысокую стену из красного кирпича, сохранившей воспоминания о том черном августе 1942 года: пробоины от варварских снарядов, следы копоти и всепоглощающего огня, фрагменты колючей проволоки. Это место пропитано болью, страхом и отчаяньем, потому что именно здесь отнимали человеческие жизни, целясь точно в затылок. Тут же наша нога ступает на дорогу из булыжника, поросшую буйной травой. Это одна из немногих дорог, ставших дорогой-памятником. Именно по ней обреченные воронежцы шли к месту казни, смиренно опустив головы. Невозможно представить, что чувствовали люди за секунду до неминуемой гибели, стоя здесь, у холодной каменной стены: о чем думали, кого вспоминали, молили Бога о прощении или о быстрой смерти. От столь гнетущих мыслей сердце сжимается внутри.
Рядом расположена гранитная плита с лаконичной надписью «Вечная память жертвам фашизма». На ней выгравировано изображение трех человек: двух взрослых и ребенка, держащихся за руки. Казалось бы, такое простое оформление надгробия, но такое проникновенное и сильное.
О событиях военного лихолетья свидетельствуют многочисленные архивные документы, бережно хранящиеся в архивах, музеях, залах воинской славы, а также братские могилы и мемориалы с выгравированными именами бессмертных героев. Песчаный лог – это невероятно важное и знаковое место для каждого воронежца, которое не может оставить равнодушным. Кидая взор на бесконечную вереницу надгробий, осознаешь, насколько высока цена победы, насколько отвратительно обличие войны. Искусственные цветы, оставленные возле стены, оскверненной вражескими пулями, вселяют надежду, что 452 человеческие жизни были отданы не напрасно. Наша святая обязанность трепетно хранить память о великой победе советского народа и стоять на страже исторической справедливости, пресекая любые попытки искажения событий Великой Отечественной войны.