Бумажное дерево. Проект учителя из Воронежской области попал в ТОП-100 лучших практик работы с детьми
Школьники Россошанского лицея №4 сдают макулатуру и на вырученные деньги покупают деревца
Ольга Миронова, 16 декабря 2021, 12:00
Проект заместителя директора по воспитательной работе Россошанского лицея №4 Елены Мартыненко вошел в топ-100 лучших практик работы с детьми. Сборник вышел в Москве, в нем собрали наиболее интересные и социально значимые разработки педагогов со всей страны. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщалась с Еленой Мартыненко.
Проект «Бумажное дерево»
Весной Елена как наставник полуфиналистов всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена» участвовала в форуме образовательной программы «Лидеры общественных изменений». Здесь она представила свой проект «Бумажное дерево». Его смысл в том, что школьники собирают макулатуру, а на вырученные от ее сдачи деньги покупают живые деревца и высаживают их на школьном участке.
– Таким образом они вносят свой посильный вклад в восстановление экосистемы планеты и приучаются к бережному отношению к природе, – пояснила Елена Мартыненко.
Проект получил высокую оценку участников и экспертов. Форум образовательной программы проходил в несколько этапов и завершился в июне. После началась подготовка к изданию презентованных педагогических разработок. Сборник лучших кейсов и практик «Лидеры общественных изменений» выпустил Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи (Роспатриотцентр), который является подведомственным учреждением Федерального агентства по делам молодежи.
«Умный» сбор отходов
Реализация социального проекта «Бумажное дерево» началась в лицее №4 в сентябре. Его целевой аудиторией стали ученики начальных классов и волонтеры добровольческого отряда «Данко». За это время успели провести уже три акции по сбору макулатуры. Дети приучают свои семьи сортировать отходы и складывать отдельно бумагу, затем в назначенный день приносят ее в школу. После педагоги отправляют макулатуру на пункт приема. Ребятам удалось выручить уже более 30 тыс. рублей и сдать 5650 кг макулатуры. Всего на реализацию проекта необходимо 40 тыс. рублей.
– На школьном участке мы планируем устроить экозону. На собранные деньги закупим саженцы. Каждый класс посадит свое дерево и будет за ним ухаживать, – пояснила Елена Мартыненко.
Работы начнут весной. Место для посадок уже выбрали. Возле каждого дерева хотят разместить таблички класса, а территорию украсить цветами, декоративными элементами и поставить лавочку. Какие именно растения купят, пока не решили. Этот вопрос сейчас обсуждают с учителями биологии.
Всего за время действия проекта его организаторы планируют отправить на переработку 8 т макулатуры. При разработке проекта подсчитали, что за одну неделю лицей производит в среднем 50 кг бумажного вторсырья. В семье за это же время набирается около 1 кг макулатуры. По данным ученых, на которых основывалась Елена Мартыненко, 30−40% отходов составляет именно бумага.
– Ученики уже стали понимать, что процесс цикличен. Мы можем содействовать тому, чтобы из бумаги (от ее сдачи и получения за это денежных средств) появилось новое дерево. Поэтому проект носит название «Бумажное дерево». Самое главное для нас – это привлечь родителей и учащихся к раздельному сбору мусора. Все успели усвоить правило 3 «С» – «Собирай! Сдавай! Сажай», – рассказала Елена Мартыненко.
Также в школе решили приступить к созданию экоуголка. Цветы для него вырастят сами ребята. Недавно ученики 3 «Б» класса под руководством учителя Марины Горбенко на занятии по внеурочной деятельности посеяли вьюнок. Когда появились первые всходы, ребята пересадили их в грунт. Как только растения окрепнут, они займут свое место в школьной экозоне.
Контекст
Программа «Лидеры общественных изменений» направлена на создание сети школьных сообществ в регионах России, а также на повышение уровня вовлеченности школьников в образовательную, воспитательную и досуговую деятельность школы.