«Будто у нас Испания!» Спрос на крупы и туалетную бумагу в Воронеже заметно вырос
По признанию продавцов, торговля стала веселее.
Светлана Тарасова, 17 марта 2020, 19:55
Фотографии пустых полок в супермаркетах Воронежа появились в социальных сетях в середине марта. Интернет-пользователи сообщили, что с прилавков сметают все подряд, но особенно тележки наполняют продуктами питания длительного хранения и средствами гигиены.
Журналисты РИА «Воронеж» во вторник, 17 марта, в дневные часы прошлись по магазинам разных форматов, поговорили с продавцами и покупателями, чтобы выяснить, какие настроения у жителей и есть ли в городе дефицит товаров. Свои комментарии дали представители региональной и городской властей, а также пресс-службы крупных магазинов.
«Линия»: продавцы в мыле
Первой точкой, где мы решили оценить масштабы выросшей покупательской активности, стал гипермаркет «Линия» на улице Остужева.
У кассы – очередь. На ленту летят пачки круп и макарон, рулоны туалетной бумаги. «Ловим» первого расплатившегося покупателя, у которого тележка нагружена под завязку. Среди прочих товаров видна целая упаковка гречки из десяти пачек.
– Скажите, пожалуйста, зачем вам столько гречки? – дружелюбно интересуемся у бородатого мужчины.
– На дачу, – не моргнув глазом, отвечает он. – Я вообще-то сюда приехал за чаем. Все равно стоять в очереди, попутно решил отовариться гречкой, взял мяса, ну и всего остального по чуть-чуть. Я всегда приезжаю на машине и закупаюсь одним ударом.
Покупатель, представившийся Юрием Николаевичем, с тележкой, полной гречки, туалетной бумаги, макарон и соли, свой покупательский максимализм тоже не стал связывать с охватившим всех ажиотажем:
– Живем в лесу, в Сомово, – мотаться в город каждый день нам не резон, вот и берем помногу.
Однако продавец, попросившая не указывать ее имя в публикации, поделилась, что дня два назад народ в Воронеже «чуть-чуть свихнулся»:
– Гребут крупы и макароны, как ненормальные! Подойдите к секции 10 или 11 и увидите пустые полки. По телевизору передали, что где-то в Италии или Испании людям на два дня запретили выходить из дома, и все кинулись делать запасы. Будто у нас Испания!
Коммерческий директор гипермаркета Елена Викторовна подтвердила: спрос на крупы и «долгоиграющие» продукты вырос, но товара в магазине достаточно, «поскольку хороший подвоз».
– Если хотите увидеть «дурдом в полный рост», сходите вечером в «Окей», что в «Галерее Чижова», – предложила одна из продавцов. – У меня вчера там муж в десять вечера оказался. Там был просто апокалипсис! Народ чуть ли не поголовно в масках, греб эти несчастные макароны. И смех и грех! Мы всю ночь смеялись.
В середине рабочего дня в магазине «правили бал» пожилые покупательницы. Их продуктовые тележки не ломились, как у крепких мужчин, но тоже были полны.
– Я три пачки овсянки беру для своего кота Мартина. Он у меня британец и очень привередливый: ест только индейку с овсянкой. Если перебои начнутся с едой, как всех нас пугают, что делать-то? Вот и закупаюсь по чуть-чуть, – поделилась 76-летняя Валентина.
Чуть поодаль ее ожидала приятельница, тоже «серебряного» возраста. У той в корзинке были макароны и гречка.
– Вирус не вирус, а запас должен быть всегда, – строго заметила 71-летняя Лариса Юрьевна.
Среди многоликой толпы покупателей в глаза бросилась пожилая женщина в маске. Она стояла у прилавка с конфетами и бросила в свою тележку несколько пачек сладостей.
– Мало ли, все твердят про этот вирус, вот и решила надеть маску, – обронила она и похвасталась, что у нее дома остался запас масок «от старых времен», когда маски продавали еще по шесть рублей за штуку.
Продавец Надежда грузила пачки муки, по ее лицу катились капельки пота:
– Мы тут уже который день в мыле. Все метут с полок, мы носимся как заводные, их обновляем. Некогда присесть, работаем не разгибаясь. Будто война началась.
Будет ли у продавцов за такой ударный труд премия, пока неизвестно.
– На усмотрение начальства, – пояснила Надежда.
«Пятерочка»: ажиотаж с пятницы
Следующей торговой точкой, куда зашли журналисты, стал магазин «Пятерочка» на Остужевском кольце.
У полок с крупами и макаронами тоже оживление. Но никто из покупателей не признается, что делает запасы из-за коронавируса.
– Беру, как всегда, – отрезала девушка, набившая корзинку лапшой быстрого приготовления.
При этом продавец Алина сказала, что все же наблюдает ажиотаж в своем магазине:
– Начался он с пятницы, но обострение было вчера. Дешевую гречку размели. Такого спроса на гречку я уже давно не помню.
Продавцов в масках мы не заметили.
– А зачем? Даже если что и есть, они не защитят, – пожала плечами Алина.
«Магнит»: покупатели нервничают
В соседнем сетевом магазине «Магнит у дома» гречка спокойно лежит на полке. Соль и сахар тоже заполнили торговые полки, тесно прижавшись друг к другу. Но и здесь мелькают «проплешины» пустых полок. Оставшиеся ценники сообщают, что там были вермишель и дешевые макароны.
– У нас просто очень большой запас гречки был, потому она и лежит, – объяснила продавец Ирина. – А вообще покупатели нервничают, берут с запасом. У нас давно не было так много работы.
«Батюшка плюс»: повышенный спрос – за счастье
Частный магазин продуктов «Батюшка плюс» во дворе дома неподалеку тоже оказался полон покупателей. Очередей на кассе, как в «Линии», не было, но кассир все время была в работе. Продавец Анна рассказала:
– Со вчерашнего дня что-то в городе произошло, и на крупы, макароны, растительное масло, сахар и соль спрос вырос в разы. Для нас-то это, конечно, счастье.
Женщина, складывавшая в свою корзинку два пакета муки, представилась Ксенией Владимировной:
– Я не то, чтобы совсем впала в панику, но запасаюсь. Мы с мужем уже неделю затариваемся. У меня же дети, внуки – всего семь человек! Кто о них позаботится, если не мы с дедом? Покупаю в два раза больше, чем обычно. Мало ли, а вдруг правда этот коронавирус всех нас по домам разгонит. Начнутся перебои с продуктами, и что тогда?
Полки с гречкой, рисом и макаронами и в этом магазине полупустые.
Киоск: веселая торговля
Продавец Ирина Борисовна из продуктового киоска на Ленинском проспекте рассказала, что выручка в последнее время у нее выросла:
– Берут крупы, соль. С конца прошлой недели торговля стала веселая. В основном говорят, что берут крупы для собак и кошек: «А вдруг их кормить будет нечем?». Так что кому война, а кому мать родна!
Губернатор: «Паники быть не должно»
Губернатор Воронежской области Александр Гусев прокомментировал ситуацию на своей официальной странице «ВКонтакте»:
– В соцсетях много необоснованной паники. Выкладываются фото с пустующими полками магазинов. Но паники быть не должно. Со вторника, 17 марта, при нашем департаменте аграрной политики начал работу оперативный штаб по контролю и мониторингу ситуации на продовольственном рынке. Он будет анализировать имеющиеся объемы продуктов питания (еженедельно) и цены в торговых сетях (ежедневно). Запасы должны быть обеспечены не менее чем на двухмесячный период. Также изучаем возможность значительно и оперативно нарастить объемы сельхозпроизводства. Сейчас запасы еды в регионе оцениваются как достаточные, дефицита нет.
Глава регионального департамента предпринимательства и торговли Сергей Корчевников напомнил, что у правительства области заключены соглашения с рядом крупных сетей для обеспечения доставки товаров ежедневного потребления на прилавки магазинов.
– Хочу всех успокоить. На сегодняшний день я не вижу острой проблемы. Понятно, что жители смотрят информацию в СМИ, знают, как ситуация складывается в других странах. Есть некая нервозность, население резко реагирует на локальные случаи в других городах и странах. У нас в нескольких магазинах тоже видели отсутствие товаров, но это не является тенденцией для всего региона. В нескольких крупных торговых центрах прошел ажиотаж, но уже на следующий день все наладилось – продукцию доставили. В целом ситуация спокойная. Мы в контакте со всеми торговыми сетями, – заявил Сергей Корчевников.
Как вырос спрос на продовольствие в Воронеже
И.о. руководителя Воронежского управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Юлия Галкина подтвердила, что на 17 марта ситуация в городе стабильная.
– За последние два дня замечен повышенный спрос на бакалейную группу товаров (на 10–15%), крупы (на 50%), макароны (на 60%), муку (на 60%), мясные консервы (на 50%), сахар (на 10–15%) и соусы. Также отмечен рост спроса на туалетную бумагу, влажные бактерицидные салфетки. При этом запасы товаров имеются на складах в достаточном количестве (запас на три недели) и при необходимости будут увеличены. Соответственно, в связи с повышением спроса увеличивается и объем поставок, подвоз товаров в магазины осуществляется без препятствий даже ночью. Возможны локальные логистические сложности, однако дефицита на товары не наблюдается, Люди, безусловно, могут закупать продукты впрок, но следует понимать, что они не кончатся, – подчеркнула чиновница.
Реакция торговых сетей и интернет-гипермаркета
Представитель пресс-службы X5 Retail Group, куда входят сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», сообщил журналисту РИА «Воронеж», что компания увеличила объемы поставок социально-значимых товаров со складов в магазины в два-четыре раза и скорректировала правила выкладки: некоторые товары будут выставляться паллетами, чтобы обеспечить возросший на них спрос.
– Вместе с этим мы увеличили количество персонала в магазинах, отменили все отпуска, изменили график работы и вывели на работу дополнительный персонал, перераспределили транспорт для развоза категорий повышенного спроса. Мы в режиме онлайн мониторим магазины и перенаправляем потоки товара в тем магазины, где фиксируем особо повышенный спрос. Подчеркиваем, то запасов на складах достаточно на несколько недель вперед, цены стабильны, повышенные поставки продолжаются и мы просим наших покупателей взвешенно подходить к созданию запасов с учетом стабильной доступности. При нехватке товаров на полке в магазине, новая поставка будет сделана в течение дня, – рассказали в пресс-службе X5 Retail Group.
Как сообщила пресс-служба сети «Магнит» 17 марта, холдинг увеличил отгрузки из распределительных центров в магазины на 20% по всему ассортименту продукции. Отгрузки товаров первой необходимости (круп, муки, сахара, подсолнечного масла, консервов, детского питания, сгущенного молока, бытовой химии и средств личной гигиены) компания нарастила на 30%.
– С середины прошлой недели «Магнит» начал увеличивать уровень запасов товаров непосредственно в магазинах. Компания поддерживает стандартный график поставок в торговые точки, но увеличила их объем. «Магнит» в любой момент может нарастить частоту поставок. Задействован весь собственный парк грузовиков компании – около 5,6 тыс. автомобилей, – заверили в пресс-службе.
«Магнит» поддерживает повышенный уровень запасов в своих 38 распределительных центрах: запас бытовой химии на складах составляет более четырех месяцев, консервов – более трех месяцев. Запас социально-значимых продуктов питания длительного хранения увеличен в два раза. Сегодня компания размещает у поставщиков увеличенные заказы на товары первой необходимости. Весь персонал складов, а также водители грузовиков проходят ежедневное медобследование. Помещения складов дезинфицируют чаще обычного.
Интернет-магазин Ozon, торгующий в том числе продуктами питания длительного хранения и имеющий распределительный центр в Рамонском районе, с 17 марта изменил условия бесплатной доставки. На сайте появилось такое объявление: «Высокий спрос! Чтобы справиться с нагрузкой, мы временно доставляем только от 999 рублей». Ранее этот порог составлял 499 рублей.
Директор по связям с индустрией и корпоративным отношениям Мария Заикина дала РИА «Воронеж» комментарий:
– На фоне активного обсуждения вирусных заболеваний многие сокращают посещение общественных мест и переносят покупки в онлайн – в связи с этим меняется и номенклатура покупаемых товаров, и предпочитаемые способы доставки. Например, в типичном заказе Ozon в Воронеже сейчас почти в два раза больше товаров, чем годом ранее (шесть-семь против трех-четырех), продажи продуктов питания и fmcg-товаров действительно в марте растут быстрее, чем в обычной ситуации – в полтора раза год к году. Дополнительно мы видим возросший спрос на товары для домашнего досуга – продажи книг и товаров для творчества увеличились в Воронеже в полтора раза, а настольных игр – на 90%. Также очевидно, что бдительность стимулирует рост популярности бесконтактных способов получения заказов: за последние семь дней доставку заказа до двери стали выбирать в Воронеже на 20% чаще. А на выдачу через постамат в начале марта 2020 года приходится уже каждый третий заказ против каждого шестого в конце 2019-го.