Будем ли осмотрительны. Как воронежские эксперты оценили возможную отмену техосмотра
Плюсы и минусы планируемого нововведения
Леонид Шифрин, 15 ноября 2021, 19:00
Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, отменяющий обязательный техосмотр (ТО) для легковых машин и мотоциклов. Автовладельцы должны будут проходить ТО, только если используют машину для коммерческих перевозок или имеют подержанный автомобиль старше четырех лет. Корреспондент РИА «Воронеж» попросил экспертов оценить плюсы и минусы планируемого новшества, которое – если получит статус закона – может вступить в силу с 1 марта 2022 года.
Смысл нововведения
По мнению авторов законопроекта, техосмотр стоит отменить по нескольким причинам. Основные можно сформулировать так:
- техосмотр в России – зачастую обычная формальность, его не делают качественно или не смотрят машину вообще;
- ДТП происходят из-за неисправного транспорта только в 1−2% случаев;
- владельцы новых машин и без того проходят обслуживание у дилера по гарантии;
- автовладельцы по закону сами следят за состоянием машин: если машина неисправна, их могут оштрафовать.
Если новый законопроект пройдет все три чтения в Госдуме, то техосмотр станет необязательным для физических лиц – владельцев легковых машин и мотоциклов, которые не участвуют в коммерческих перевозках пассажиров и грузов. При этом ТО остается обязательным для всех, кто занимается коммерческими перевозками на грузовиках, автобусах, такси; для тех, кто купил подержанный автомобиль или мотоцикл старше четырех лет и перерегистрирует его на себя; а также для тех автовладельцев, которые вносят изменения в конструкцию авто – например переводят двигатель на газ.
Штрафы за неисправный автомобиль варьируются от 500 рублей до 20 тыс. рублей
Что говорят эксперты?
Вадим Серов, сопредседатель общественного движения «Дорожный контроль»:
– Идея отмены ТО, безусловно, назрела. Но есть опасение: а не будут ли страховые компании отказывать в страховых выплатах водителям, попавшим в ДТП и не имеющим диагностической карты техосмотра? Раз он станет необязательным, то его можно не делать. Не сыграет ли это на руку страховщикам, которые просто массово будут отказываться от страховых выплат на том основании, что водитель не прошел ТО добровольно, что законом не запрещено? Нет ТО – поди-ка докажи, что машина была технически исправна! А значит, в страховой выплате вполне могут отказать.
Николай Киселев, председатель реготделения «Комитета защиты прав автомобилистов»:
– Это давно назревшее изменение в законодательстве, поскольку техосмотр превратился в очередной бизнес-проект. Статистика свидетельствует, что за последние восемь-девять лет рост числа ДТП по причине технической неисправности автомобилей по-прежнему составляет 1−3% от общего числа всех причин автоаварий. Конкретно по Воронежу: за первые девять месяцев 2021 года – всего 0,7% от всех ДТП. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, 70−80% автовладельцев вообще ТО не проходят, а просто покупают диагностическую карту. Но роста числа ДТП по причине неисправности автомобилей не происходит. Это подтверждение того, что процедура явно надуманна. Почему еще ратую за отмену ТО? Да потому, что наше законодательство уже давно возложило ответственность за ДТП из-за технической неисправности автомобиля именно на водителя. Диагностическая карта (срок ее действия – один год) с печатями о прохождении техосмотра показывает только то, что именно на момент его прохождения автомобиль был исправен. А если ты выехал с действующим ТО и совершил ДТП, ты и будешь виноват. Я не знаю успешных судебных прецедентов, связанных с исками водителей в адрес станций техобслуживания по поводу некачественно проведенного ТО, ставшего причиной ДТП. Есть мнение, что страховые компании в случае ДТП, связанного именно с технической неисправностью автомобиля, могут (ТО-то пройден не будет!) отказывать автовладельцам в выплатах. Но, думаю, что с введением изменений этот момент обязательно будет урегулирован с автостраховщиками. Еще говорят, что, как только обязательное ТО будут отменено, стоимость полисов ОСАГО может вырасти для автомобилистов, которые не будут ТО проходить. Так проходите – техосмотр станет добровольным, но ведь по желанию автовладельца пройти-то его будет можно!
Юрий Новиков, сопредседатель общественного движения «Город и транспорт»:
– Бороться с тем, что даже при необходимом пока прохождении ТО огромное число водителей просто покупает эту диагностическую карту, невозможно. И отмена этой административной процедуры, безусловно, позитивный шаг. Думаю, что каждый автовладелец заинтересован в том, чтобы его автомобиль всегда был в порядке, от этого зависит безопасность на дороге. Это лучше, чем запреты и ограничения, которые на каждом шагу может устанавливать государство. А точно ли ты ездишь на исправной машине? А точно ли ты зубы почистил или помыл руки после туалета? Страна должна состоять из взрослых и ответственных людей, а не из детей, за которыми нужен пригляд.
Сергей Курицын, директор НП «Центр профессиональной поддержки станций технического диагностирования транспортных средств и содействия безопасности дорожного движения Черноземья»:
– На мой взгляд, это нововведение ничего хорошего не принесет, это большая ошибка. На данный момент за безопасность движения на дорогах отвечает государство, и тут же оно говорит, что техническое состояние примерно 80% всех транспортных средств во всей стране (частных легковых автомобилей и мотоциклов. – Прим. РИА «Воронеж») ему неважно! Упор делается на то, что автовладелец сам должен следить за техническим состоянием своего автомобиля, как это написано в ПДД. Но будут ли люди своевременно устранять технические проблемы своих автомобилей? Отсутствие контроля развяжет руки некоторой части автовладельцев, которые и сегодня ездят на неисправных развалюхах. Техосмотр и существует для проверки того, как автовладелец в течение года заботился о своем автомобиле. Вот в чем главный посыл техосмотра. Последствия этой меры скажутся через три-пять лет, техническое состояние личного автомобильного парка страны заметно ухудшится, и начнется разговор о необходимости возвращения обязательного ТО. В Воронежской области работает 87 СТО. После этих нововведений, думаю, их останется не более 15−17, не в каждом районе они сохранятся, и, например, автобусам или грузовикам для этого придется ездить из Ольховатки в Россошь. Кому от этого будут хорошо? Плюс к тому, думаю, что из-за закрытия СТО по области порядка 300−400 человек останутся без работы. Доля правды в словах тех, кто говорит, что большинство автовладельцев проходят ТО формально за деньги, конечно, есть, но... Если вообще устранить контроль, число ДТП по причине технического состояния автомобиля в обозримом будущем, конечно, вырастет.
Александр Шишкин, автолюбитель с 23-летним стажем:
– Конечно, отмена обязательного ТО для личного транспорта – верное решение, его обычно многие, в том числе и я, проходили более чем формально. Но, с другой стороны, необходимость приезда на СТО раз в год хоть как-то мобилизовывала меня: я всегда мыл машину, заменял «умирающие» лампочки фар – в общем, в очередной раз старался пристально взглянуть на мою «ласточку», чтобы понять, к чему именно могут придраться на ТО. А теперь... Я человек пунктуальный, а среди моего окружения есть люди, которые и до того на неисправных машинах гоняли, а как теперь будут, раз вольница такая настала? В общем, с одной стороны, отмена обязательного ТО, на мой взгляд, решение верное и долгожданное. А с другой, к нему есть вопросы.