Британский Calvert Forum выпустил доклад о состоянии креативных индустрий в Воронеже
Документ стал результатом прошедшей в июне конференции.
Софья Успенская, 8 сентября 2014, 18:22
Британский Calvert Forum представил доклад о развитии творческих индустрий в Воронеже, созданный на основе материалов международной конференции, которая прошла в нашем городе в конце июня в кинотеатре «Спартак». В 28-страничном документе собраны итоги всех докладов и дискуссий конференции, а также собраны рекомендации экспертов, сделанные на основе дискуссий и опросов участников форума.
Авторы доклада обработали анкеты, которые гости Calvert Forum заполняли в ходе конференции. Результаты опроса, согласно тексту доклада, свидетельствуют о том, что респонденты признают растущее влияние креативных индустрий с точки зрения общего состояния экономики Воронежа.
85 % участников опроса согласны с тем, что креативные индустрии города имеют потенциал, чтобы оказывать влияние на экономику Воронежа. При этом 34 % респондентов отметили, что творческие отрасли способны стать основным драйвером развития экономики. В дополнение к влиянию на экономику Воронежа, 94 % респондентов считают, что креативные индустрии оказывают положительное влияние на общий бренд и репутацию города.
– Несмотря на то, что участники исследования продемонстрировали уверенность в потенциале креативных индустрий, большая часть респондентов отметила, что креативные индустрии Воронежа находятся на начальном этапе развития, – делают вывод авторы доклада.
В докладе также отмечается, что, помимо общей оценки состояния креативных индустрий Ворнежа, опрос затронул вопрос взаимоотношений региональных властей и креативных индустрий. Согласно результатам опроса, аудитория по-разному оценивает эффективность влияния местного правительства на развитие креативной экономики Воронежа. 32 % респондентов отметили, что местное правительство препятствует или никак не влияет на их развитие. С точки зрения эффективности поддержки творческой отрасли, 55 % респондентов отметило, что «правительство оказывает незначительное, но положительное влияние». Ответы на этот вопрос свидетельствуют об умеренно положительной оценке ситуации, имеющей, однако, потенциал для повышения эффективности взаимодействия с обеих сторон.
На следующий день после публичной конференции эксперты Calvert Forum провели закрытый семинар в книжном клубе «Петровский». Участниками семинара стали специально приглашенные представители креативных индустрий Воронежа, исследователи, эксперты, представители культурных институций и местной власти.
По замыслу организаторов мероприятия, семинар должен был стать площадкой для частного обмена мнениями между инсайдерами индустрии. По итогам презентаций, обсуждений и практических заданий участники семинара определили восемь основных барьеров, препятствующих развитию креативных индустрий Воронежа. В их числе участники дискуссии назвали кадры, диалог власти и общества, неуверенность представителей креативных индустрий в себе, отсутствие стратегии развития креативных индустрий, качество культурного предложения, требующую серьезного обновления инфраструктуру, недостаток внешних и внутрисредовых коммуникаций.
Проведя подробный анализ результатов конференции, эксперты Calvert Forum выработали ряд конкретных рекомендаций, направленных на развитие креативных индустрий города. Большая часть рекомендаций не требуют существенных капиталовложений, подчеркивают авторы доклада. Те же меры, которые нуждаются в инвестициях, с высокой долей вероятности смогут окупиться или даже принесут прибыль в будущем.
В частности, эксперты форума посоветовали Воронежу озаботиться укреплением существующих связей внутри креативного сообщества и усилением сотрудничества с администрацией с помощью создания новой организации под управлением представителями креативного сообщества и плотным сотрудничеством с органами власти и крупным бизнесом. Для этого они предложили создать площадку для координации действий представителей креативных индустрий и администрации Воронежа,что значительно упростит процесс сотрудничества в этой сфере, а также поможет найти решения комплексных городских проблем – от развития бывших промышленных комплексов до выработки общего визуального стиля городской среды.
Авторы доклада также предложили региональным властям предоставить креативным индустриям и предприятиям малого и среднего бизнеса (в том числе и в смежных отраслях) субсидируемые помещения. При наличии бюджета и правовых возможностей правительство Воронежа должно разработать программу микрокредитов, проектных грантов и налоговых стимулов для креативных компаний, считают эксперты.
– Хотя мы понимаем, что проблемы развития креативных индустрий невозможно решить в одночасье, мы убеждены в том, что приведенные выше рекомендации окажут положительное влияние на креативную экономику Воронежа. Каждый город уникален, и нет единой универсальной формулы успеха. Однако пример Манчестера доказывает, что вера жителей города в свои силы, активная поддержка местной администрации и динамичная культурная среда создают благоприятную почву для появления творческих проектов и становления конкурентоспособной отрасли, – резюмируют авторы доклада.
Полный текст доклада можно найти на сайте форума.