Бойца Красной армии, павшего в боях под Воронежем, опознали по номеру ордена
В День памяти и скорби в Воронеже предали земле останки семерых советских бойцов.
Светлана Емельянова, 22 июня 2014, 17:11
Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби в Воронеже на Шиловском плацдарме с воинскими почестями перезахоронили останки семерых бойцов Красной армии, погибших в боях за Воронеж.
Останки пятерых красноармейцев поисковики воронежского отряда «Дон» обнаружили в районе Шилово.
– Эти пятеро бойцов из одного подразделения. Это 498-й стрелковый полк, 232-я стрелковая дивизия. Все они погибли в июле в разное время, – пояснил РИА «Воронеж» руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин.
Фото: Михаил Кирьянов
Личность одного из бойцов удалось установить. Им оказался уроженец деревни Шумиха Красноярского края, лейтенант, Петр Герасимович Меделянов. Медальон, найденный поисковиками вместе с останками, был в таком плохом состоянии, что расшифровать его не удалось, но при себе у лейтенанта оказался орден, по номеру которого и было установлено имя погибшего. По словам поисковиков, за последние 20 лет это первый случай, когда военнослужащего опознали по ордену. Петр Меделянов в 1938 году был награжден «за образцовое выполнение боевых заданий, за доблесть и мужество, проявленные при обороне района озера Хасан».
Кроме того, вместе с останками обнаружены личные вещи: кобура, бинокль, кошелек, ручка и зубная щетка. Все они заняли место на одном из стендов музея объединения «Дон» в Воронеже.
– Мы знали, что наш дядя пропал без вести, но не знали, где и при каких обстоятельствах, – рассказала племянница лейтенанта Меделянова, Надежда Дробышева, приехавшая в Воронеж вместе с другими членами своей семьи из Красноярского края. – Когда в эфире красноярского телевидения показали сюжет о том, что в Воронеже нашли останки нашего земляка Петра Герасимовича Меделянова, на нас сразу же обрушился шквал звонков от родственников и знакомых. Волнение и радость, которые я испытала, когда узнала об этом, не передать словами. Для всей нашей семьи это очень значительно.
Фото: Михаил Кирьянов
Петр Меделянов родился в деревне Шумиха в 1914 году. Работал в колхозе, в армию был призван в 1936 году и обзавестись собственной семьей до начала войны так и не успел.
– Наша тетя, его сестра, которой сейчас 97 лет, вспоминает, что Петр Герасимович был большой шутник и балагур, – отметила Надежда Дробышева.
Благодаря архивным документам удалось выяснить, что погиб он в Шилово 5 июля 1942 года. На семейном совете Меделяновы решили похоронить прах Петра Герасимовича на воронежской земле, поскольку его родная деревня Шумиха почти 15 лет назад исчезла с карты Красноярского края.
– Он погиб здесь с теми, с кем делился последним куском хлеба и последним глотком воды, пусть тут и останется. Единственное, мы везли с собой сосенку из той деревни, где он родился, чтобы хотя бы так восстановить его связь с родиной, но в поезде сосенка погибла, потому что было очень жарко, – посетовала племянница бойца Лариса Федорова.
Фото: Михаил Кирьянов
Останки еще двоих бойцов, захороненных сегодня на Шиловском плацдарме, обнаружили в разных частях Воронежа. Лейтенанта, личность которого так и не удалось установить, обнаружили в районе Острогожского кольца, а над восстановлением имени еще одного бойца, обнаруженного при зачистке стройплощадки в Коминтерновском районе, работали сразу несколько групп: поисковики из Воронежа, группа специалистов из Москвы и судмедэксперты УВД Москвы. Общими усилиями удалось сделать медальон читаемым и установить, что погибший – старший сержант 303-й стрелковой дивизии Филипп Гаврилович Томашев 1903 года рождения, призванный на фронт из Московской области. Погиб 20 июля 1942 года.
В Подмосковье Филипп Гаврилович переехал вместе с семьей из Смоленской области, работал в колхозе. У него с супругой было трое детей – две дочери и сын, который тоже погиб на фронте.
– Когда я узнала, что его нашли, конечно, очень обрадовалась, – не скрывая волнения и слез, призналась внучка Филиппа Томашева, Валентина Николаевна.
Все семейные реликвии, связанные с дедом, – фотографии, личные вещи, письма – сгорели в 2001 году на пожаре.
– Мы даже фотографию не смогли сюда привезти, потому что все самое ценное, вся память, сгорели в огне. Благодаря тому, что поисковики постарались, нашли, нам теперь будет, куда приехать. Думаю, будем приезжать сюда теперь регулярно, – сказал правнук Филиппа Томашева, Вячеслав Смирнов.